Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

РАБОТА С УЧЕБНЫМИ ТЕКСТАМИ
 

В школах вовсю идет подготовка к выпускным экзаменам. Правда, учителя уже давно отчаялись понять, что именно дети «должны» знать, чтобы успешно написать контрольные и тесты – объем требуемой к запоминанию информации так же велик и разнообразен, как наша Родина; выучить весь программный материал невозможно.
Но как же быть? Может ли педагог помочь своим ученикам, защитить от случайностей? Пожалуй, одно из главных умений, которое необходимо при работе на любых письменных экзаменах – умение понимать задание. Это особенно важно при работе с тестами, ведь с ними каждый остается наедине, не имея возможности уточнить что-то у учителя. О том, как можно научить понимать вопросы к заданиям, мы и поговорим.
Ольга НИКИТИНА,
кандидат педагогических наук

Что дано и что спрашивается?

Без умения читать вопросы и понимать задания впросак может попасть и отличник

Вопросы устные и письменные…

Устный вопрос или задание принципиально отличается от письменного.
Говорящий неизменно сопровождает речь невербальной информацией: эмоциями, жестами, взглядом. Поэтому дети часто «понимают» своего учителя и «не понимают» другого. Кроме того, нередко, сам не замечая, спрашивающий повторяет вопрос всякий раз чуть-чуть по-другому – это дает шанс сформулировать его в конце концов понятно, а отвечающему – услышать, о чем на самом деле его спрашивают.
Письменный же вопрос лаконичен, в нем важны каждая деталь, каждая мелочь. Его можно несколько раз перечитать, но слова при этом не изменятся. Понять письменный вопрос – значит догадаться, почему спрашивающий использовал именно эти, а не другие слова; расставил их в этом, а не в ином порядке. На самом деле, вникая в суть вопроса, мы ищем на него ответ. Полностью понять вопрос – значит найти на него ответ.

…правильные и неправильные

Конечно, учить понимать письменные вопросы нужно задолго до выпускного класса. Приведем одну из возможных методик, которая может быть использована на любом предмете школьного цикла. Основа ее проста: чтобы научиться понимать чужие письменные вопросы, необходимо и достаточно научиться формулировать их самому. Это можно делать в игровой форме.
Игра. После прохождения некоторой темы (объем определяет учитель, в зависимости от уровня подготовки класса) детям предлагается выяснить, кто из них лучше всего знает материал. Для этого все желающие принять участие в конкурсе должны приготовить по 10 карточек единого формата (например, 10х15); на карточках участники игры пишут придуманные ими вопросы на данную тему и ответы, которые, на их взгляд, являются правильными. Игра идет в парах сменного состава следующим образом: ученики по очереди выбирают карточки друг у друга, и «автор» карточки сначала читает написанный на ней вопрос, а потом сравнивает ответ противника с тем, который есть у него. Если ответ правильный, карточка отдается ответившему; если нет – карточка остается у автора. Выигрывает тот, у кого в результате останется больше карточек. После первого тура партнеры меняются: победители играют между собой, проигравшие тоже могут выявить сильнейшего. За один урок каждый ученик играет с несколькими одноклассниками. Можно составить «турнирную сетку» игроков.
Лишь внешне эта игра является моделью проверки знаний. На самом деле идет сложная и редко проводимая в школе работа по освоению методики формулирования письменных вопросов и коротких ответов. Очень быстро выясняется, что в парах возникают конфликты непонимания: спрашивающий имел в виду один ответ, а отвечающий способен доказать, что ответ на данный вопрос может быть совсем другим. Например, в ответ на вопрос: «Какие бывают листья?» – ученик отвечает: «Зеленые и красные», но у автора заготовлен был ответ: «Перистосложные и пальчатосложные».
Учителю в этой игре достается роль арбитра. Он объясняет, что из-за неточной формулировки вопроса ответов на него может быть слишком много: маленькие и большие, редуцированные и видоизмененные. Выигрыш засчитывается тому ученику, который дал свой вариант ответа на плохо сформулированный вопрос.
Через несколько уроков с использованием игры вопросы детей изменятся, станут более полными, понятными, количество спорных ситуаций сократится.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru