Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

НАШИ УЧЕНИКИ ВЫХОДЯТ НА СТАРТ!
 

Зима и начало весны – самое олимпиадное время в школе. Проходят региональные, городские туры по предметам, старшеклассники рвутся на вузовские олимпиады, обеспечивающие досрочное поступление. Учителя всячески поощряют это рвение: вырастить победителя престижно. Мамы беспокоятся: ребенок стал нервным, перестал спать.
Талантливые дети – это редкость, случайный дар природы. Им необходимы особые условия, особое внимание. Во многих странах мира работают специальные программы поиска и поддержки юных дарований. Но как увидеть действительно способного ребенка в классе при условии, что он не всегда лучший по успеваемости, не всегда самый примерный по поведению?

Приметы таланта

Как увидеть в своем ученике будущего Нобелевского лауреата

Как показали исследования, педагоги чаще замечают интеллектуальные способности учеников. Творческий потенциал им оценить труднее. Американские, английские учителя регулярно заполняют специальные опросники, позволяющие психологам, администрации вовремя обратить внимание на тех или иных детей, возможно, подсказать педагогу, что с кем-то из учеников нужно заниматься иначе, предложить совершенно другие задания.
В России несколько лет назад появился аналог подобной анкеты, составленный психологом Светланой Ледневой для диагностики детей дошкольного и младшего школьного возраста. Это именно тот период, когда так трудно понять, кто перед вами, и так важно это сделать как можно раньше. Отвечая на вопросы, учитель фиксирует свое представление о личностных качествах ребенка, а также о его интеллектуальных и творческих способностях.
Конечно, сделать это напрямую сложно. Поэтому вам предлагается оценить по пятиуровневой шкале (низкий уровень, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий), насколько часто вы слышите от ребенка те или иные высказывания, замечаете определенные модели в его поведении. К примеру: «Я буду играть в мяч, потому что я так хочу». Постоянное повторение аналогичных фраз может свидетельствовать о высокой степени эгоцентризма личности.
Насколько адекватно малыш оценивает свои сильные и слабые стороны, учитывает собственные возможности в работе? Если он достаточно регулярно объясняет свои поступки так: «Я не буду рисовать грузовик, потому что я не умею рисовать машины», – значит, с самооценкой дела обстоят отлично. Насколько он способен оценить других людей? «Мне нравится машина, которую сделал Сережа, потому что у нее ровные колеса и кузов с кабиной подходят друг к другу по размеру».
Важное качество – произвольность поведения. Как часто от ученика вы слышите высказывания вроде: «Я не буду шуметь, потому что это мешает другим»?
Способность ребенка быстро запоминать и удерживать долгое время в памяти различную информацию (слуховую, зрительную, двигательную) проявится в таком замечании: «Эта птичка похожа на ту, которую мы видели здесь прошлой зимой».
Замечали ли вы, как ученик, к примеру, рисуя кошку и видя, что краска растекается, грозя испортить рисунок, ловко превращает расплывшийся хвост в корень дерева? Это свидетельство гибкости мышления.
Вспомните, случалось ли вам видеть, как малыш тщательно выводит буквы? Вы уже похвалили его, а он все пишет и пишет. Это проявление перфекционизма, старательности, проще говоря.
Сопоставляя данные, полученные от разных учителей по разным детям, можно выделить тех многообещающих школьников, которые, несмотря на возможные проблемы с учебой, способны добиться высоких результатов, поскольку их психологические, личностные характеристики свидетельствуют о незаурядности.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru