Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №2/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

КОГДА МЫ НЕ СОГЛАСНЫ ДРУГ С ДРУГОМ

Школа – это пространство, где каждый день встречаются сотни людей – детей и взрослых. Немудрено, что в их совместной деятельности возникает множество конфликтных ситуаций. Но умеем ли мы эффективно их разрешать?
К сожалению, не всегда. Не случайно семинары, анонсирующие помощь в решении различного рода конфликтов, пользуются у педагогов невероятной популярностью.
Мы решили предложить нашим читателям серию материалов, посвященных этой проблеме.

Алекcандр ЛОБОК

Школьные конфликты

Что лежит в основе наших разногласий? Без ответа на этот вопрос невозможно разрешить ни одну трудную ситуацию

Есть только одно универсальное психологическое правило для решения конфликтов: универсальных правил для разрешения конфликтов нет. Каждый конфликт индивидуален, и потому нужно в первую очередь разобраться в тех основаниях, на которых он строится.
Можно выделить три основные группы внутришкольных конфликтов: конфликты на ценностных основаниях, конфликты на личностно-психологических основаниях и конфликты на ресурсно-средовых основаниях. Каждый из них требует совершенно разных стратегий работы.
При этом следует иметь в виду, что если в школе или в классе сложилась конфликтная ситуация, в ней можно различить все три группы оснований.

1. Ценностные основания
Самое серьезное основание конфликтов в школе – различие в мировоззрениях, в представлениях о сущности и задачи воспитания и образования. То есть ценностные основания конфликтов.
Наиболее распространенная форма школьного ценностного конфликта – это конфликт между образовательными ценностями, на которые ориентированы родители, и ценностями, на которые ориентирована школа или конкретный педагог.
Например, родители втайне ориентированы на жесткую модель воспитания. Им хочется, чтобы ребенок в первую очередь был послушным; а для педагога ценна способность ребенка к творческому самовыражению. Это ценностное несовпадение будет постоянным скрытым источником конфликтов, которые будут проявляться в чем угодно. Вполне возможно, что на словах родители будут готовы принимать демократическую модель школьного образования. Но при этом будут всячески проявлять недовольство разными конкретными вещами. Или наоборот: родители видят главную задачу школьного образования в развитии детской способности к свободе, в развитии его личностного потенциала, реализации его творческой энергии, а школа предлагает систему жесткого учебного натаскивания.
Еще один вариант ценностного конфликта – конфликт между педагогом и школьной администрацией. Например, администрация школы ориентирована на «знаниевую» образовательную парадигму, а педагог – на креативно-деятельностную.
Случаются ценностные конфликты и между детьми, особенно в подростковом и старшем школьном возрасте.
Ценностный конфликт – это конфликт, который не разрешается никакими психотерапевтическими средствами. Но и открытое предъявление ценностных оснований – это вовсе не то, что способно исчерпать конфликт такого рода. Спор ценностей – это спор, который менее всего разрешается в открытом столкновении. При этом важно понимание, что каждый человек имеет право на свой порядок и свою иерархию ценностей.
Конечно, прояснение и обсуждение различных ценностных оснований, попытка построить диалог разных ценностных систем необходимы. Но если диалог оказывается невозможен, единственный выход из случившегося конфликта – сделать так, чтобы в близком рабочем взаимодействии оказывались люди близких ценностных ориентаций. Чтобы у родителей была возможность попадания «в свою» школу, «к своим» педагогам – к педагогам близкой «ценностной группы крови». И чтобы у педагогов была возможность работы именно «со своими» родителями. И чтобы в педагогическом микроколлективе (если уж невозможно, чтобы это был весь педагогический коллектив школы, то хотя бы микроколлектив тех педагогов, которые работают в том или ином классе) точно так же могли бы собраться люди близкой ценностной группы. Это существенно снизит риск возникновения внутришкольных конфликтов.
Таким образом, если конфликт имеет ценностные основания, самый эффективный способ его разрешения – территориальное разведение конфликтующих сторон в тех областях деятельности, в которых ценности конфликтуют, и соединение усилий исключительно в тех областях, в которых нет конфликта ценностей. Между прочим, это правило, которое хорошо отработано в истории религиозных конфессий.

2. Ресурсно-средовые
Это когда сама организация образовательного процесса оказывается потенциально конфликтогенна. Очень часто это связано с принципиальным дефицитом каких-то ресурсов. Решение этого типа конфликтов в каком-то смысле является наиболее примитивным, поскольку требует скорее организационно-экономического, а не психологического ресурса. Но в условиях организационно и экономически нищей школы эти конфликты оказываются чрезвычайно болезненны.
Чем больше в школе различного рода дефицитов, тем выше риск ресурсно-средовых конфликтов. Поводом для такого рода конфликтов может стать все что угодно: плохо составленное расписание, хорошие ученики (которые, естественно, всегда в дефиците), учебная нагрузка, те или иные льготы и поощрения…
Зачастую для разрешения такого рода конфликтов достаточно более умелой и продуманной организации образовательной среды. Поэтому важным ресурсом для работы с такими конфликтами являются не столько психологические тренинги, сколько организационно-управленческая учеба. Попросту говоря, задача заключается в том, чтобы строить такие управленческие схемы взаимодействия, которые несли бы в себе минимальный конфликтогенный риск.

3. Личностно-психологические
Это наиболее распространенные и среди педагогов, и среди детей конфликты из серии «не сошлись характерами». Чаще всего связаны с психологической борьбой за лидерство и самоутверждение. Нередко являются проявлением сложных психологических комплексов и проблем, сформированных в детстве. Но зачастую происходят и по причине элементарного отсутствия культуры психологического взаимодействия.
Такого рода конфликты поддаются психологической корректировке. Здесь важны различного рода групповая и индивидуальная терапия, системные психологические тренинги, работа с «индивидуальным профилем» возникающих конфликтов.

Типология школьного конфликта
Существует пять основных групп школьных конфликтов:
– между детьми – как внутривозрастные, так и межвозрастные;
– между детьми и учителями;
– между учителями и родителями;
– конфликты в самом педагогическом коллективе – межучительские;
– конфликты между педагогами и администрацией.
И наконец, конфликты внутри родительского сообщества, межродительские. Это наименее заметные и наименее болезненные для учителей конфликты.
Что касается остальных типов внутришкольного конфликта, то все они представляют собой довольно серьезную проблемную зону для школьных педагогов.

В следующем номере мы расскажем о конфликтах в детском коллективе

НА ПОЛЯХ СТАТЬИ

Если раздается звон мечей...

Конфликт – это напряженное столкновение. Не случайно в английском языке один из синонимов слова conflict – cлово clash, имеющее также значение «гул, лязг, звон» – звуки сражения на мечах. Таким образом, сама суть конфликта – в остроте несовпадения взглядов, позиций, принципов.
Понятно, что когда речь идет просто о несовпадении взглядов и позиций – это еще не конфликт. Человеческое общество по самой своей сути состоит из множества разных взглядов на одни и те же вещи. И даже когда люди ведут спор – это еще не конфликт, если спор ведется на диалогических основаниях. Конфликт – это когда уже раздается «звон мечей», начинается немирное столкновение взглядов и позиций. В результате само рабочее взаимодействие начинает «барахлить», ломается система отношений, и проку от такого конфликта нет ни для кого.
К великому сожалению, конфликты в нашей жизни возникают значительно чаще, чем мы этого хотим. Вопрос о том, как их предотвращать или выбираться из них с минимальными потерями, был актуален всегда. Чем разнообразнее и богаче человеческие интересы, тем сложнее их состыковать и увязать, привести к гармонии.
В политике эту задачу решают дипломаты, в семейной жизни – психологи-психотерапевты, на производстве – социальные психологи и конфликтологи, а в компьютерной технике – системные администраторы.
И только в школьной жизни – жизни, до отказа насыщенной конфликтами самого разного рода, – никаких особых специалистов по конфликтам нет.

В фокусе  общего интереса

Что стоит за желанием ребенка   не «подвести» класс

С чем не поспоришь – в школе людям должно быть интересно. Без этого школа невозможна. Здесь каждый окружен другими и каждый личность.
Время урока: одному ученику интересен предмет, он работает в полную силу; другой бы лучше поспал, а третьему важнее всего дернуть за хвостик впереди сидящую девочку. И это не все, что бывает. Внутренняя жизнь класса не прекращается ни на минуту, детям по-разному интересно на уроке. А учителю надо, чтобы все смотрели только на него, слушали, выполняли задания. Как тут избежать столкновения интересов, то есть конфликта? Эти несовпадения нужно учитывать. Но как? Дать абсолютную власть ребенку мы не можем. Подавлять тоже нельзя. Выходит, надо и развивать индивидуальность каждого, и выращивать индивидуальность коллектива. Хлопотно и долго. Чаще всего мы добиваемся полного согласия установлением особого рода справедливости, когда все оказываются равно ущемленными.
Однако только мы навели порядок – сверху посыпались вольности: индивидуальная образовательная программа, изучение предпочтений, предметы по выбору. Плюс это новое в учениках самочувствие: «Я отдельно!» Единства как не бывало.
Приходится возвращаться к точке, на которой сдали позиции: вырабатывать культуру общего интереса и внутри нее растить индивидуальность ученика. Работать не только на «группу прорыва» или «камчатку», но и на парочку тихих, компанию ироничных и так далее – каждый в какой-то группе или подгруппе. Эти слагаемые коллектива надо увидеть, разнообразие уважить и внести ощущение общности: вместе мы класс и можем действовать слаженно. Нежелание ребенка «подвести» класс, товарищей, учителя является признаком существования индивидуальности коллектива, условием более гибкой стратегии общения.
В школе любой конфликт – следствие какой-то общей неправильности. На самом деле он только кажется локальным. Можно, конечно, выгнать ученика-мучителя из класса или, объединившись с коллегами, снять неугодного директора, но нередко это только усугубляет общее неблагополучие. Не о привлеченных сторонах говорит школьный конфликт, не прецедентом является – диагностирует состояние дел. Потому что в заурядный конфликт между учителем и учеником вовлечены все ученики и все учителя. А поссорившиеся учительницы, разойдясь по своим классам, неизбежно вносят напряжение в детский коллектив. И еще никакие слова не произнесены, а ученики «вдруг, ни с того ни с сего» завелись. Педагогическая практика имеет дело с аккумулированием энергии. В школе нет свидетелей конфликта – все его участники и в какой-то мере жертвы. И все ответственны друг перед другом.
Сложный класс – неслаженный, раздираемый противоречиями. Тяжелый учитель – обиженный, ущемленный. Истеричный ребенок – потерявший надежду на понимание. Их не обойти, не объехать, но прийти на помощь в необъятных пространствах школы можно, если люди в школе живут, а не высиживают время, если все понимают: решение каждого будет вплетено в историю школы, в судьбы людей. В такой школе нельзя завучу довести одного учителя до слез и при этом косвенно не обидеть всех, даже самых успешных. Нельзя учителю поставить пятерку двоечнику, не дав надежду остальным ученикам… Потому что школа – единое мыслящее пространство.

Людмила КОЖУРИНА


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru