Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №2/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело
Перевод Людмилы ПЕЧАТНИКОВОЙ

Первое исследование

Когда учитель становится руководителем. Научным

Франсуа МЮЛЛЕР, французский историк-медиевист, десять лет назад заинтересовался педагогикой и параллельно с научными изысканиями начал преподавать историю старшеклассникам. А недавно написал увлекательную книгу – путеводитель по школе. В одной из глав, соединяя опыт ученого и учителя, Мюллер дает советы, как помочь ребенку выполнить собственное исследование.

Рождение идеи
Не будем скрывать, чаще всего тему исследования предлагает педагог. Это может быть сфера ваших собственных научных интересов, актуальная для школы проблема, возможно, вы стремитесь расширить рамки программы. Гораздо реже темой работы становится детский вопрос, который мы должны аккуратно “дотянуть” до темы исследования, не уничтожив исходного интереса ребенка. Но лучшие исследования совершаются в команде.

Бортовой журнал
В качестве первого шага ученик должен завести отдельную тетрадь. Ее появление сразу упорядочит процесс. Сюда молодой ученый будет записывать все задачи, требующие решения, все намеченные планы и полученные результаты. Здесь будут собраны все имеющиеся ресурсы, имена, телефоны людей, к которым можно обратиться за консультацией, адреса библиотек, полезных интернет-сайтов, списки книг и т.п. Если исследование проводится группой школьников, то в тетради стоит записать, как делятся обязанности между ребятами, кто чем занимается.

Долой диктатуру!
Ни в коем случае не берите на себя руководство. Ваше желание контролировать процесс похвально, но неосуществимо. В худшем случае вам придется работать в одиночку, оставив ученика для украшения. Разделите с ним ответственность. Прежде всего отдайте ему бортовой журнал.

Через тернии
В процессе работы ученик обязательно столкнется с трудностями, которые покажутся ему непреодолимыми: не получается, не понимаю, не успеваю... Не позволяйте ему отступить. Вместе обсудите ситуацию, еще раз проанализируйте имеющиеся ресурсы. Важнейший ресурс – другой человек, одноклассник, педагог, родитель, сотрудник университета. И ваше внимание, вера в успех.

Неожиданные находки
Когда исследуешь, ищешь, обязательно сталкиваешься с чем-то неожиданным, непредусмотренным, и это порой ломает первоначальный замысел. Что делать? Я знаю три принципа действия в подобной ситуации. Первый – идти вперед, несмотря ни на что (принцип строительства автострады). Второй – остановиться и начать внимательно изучать неожиданное явление (принцип археолога). Третий принцип – разумный компромисс: ценна ли неожиданная идея, сколько времени потребуется на ее освоение, каков будет образовательный эффект? Не стоит выходить за пределы зоны актуального развития ученика.

Помощь друга
Для выполнения работы ученику могут потребоваться навыки, которыми он пока не владеет: новые компьютерные программы, иностранный язык, высокая скорость чтения. Если этого нет, вам придется взять решение проблемы на себя. Например, обсчитать результаты экспериментов. Научный руководитель – всегда донор. Но если вы заранее скажете об этом ребенку, он сможет сам овладеть необходимыми умениями или найти себе соавтора, помощника.

Вернуться назад
Если вы вели “Бортовой журнал”, то всегда можете вернуться к началу, понять, с какими проблемами сталкивались, как преодолевали их, чему научились. Это поможет ребенку (и вам) оценить себя, избежать досадных ошибок в следующей работе. Пусть ученик сравнит себя в исходной точке и в финале исследования. Он стал другим. Помогите ему это увидеть. И не жалейте времени на обсуждение итогов работы.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru