Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №1/2006

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена
Четвертая тетрадь
идеи судьбы времена

ДОМАШНИЙ АРХИВ
 

Дмитрий ШЕВАРОВ

Cказки, рассказанные светом

Как кони медленно ступают,
Как мало в фонарях огня!..

О. Мандельштам

Долгие зимние вечера – самое подходящее время для того,чтобы вспомнить: где-то на дальней полке живет старичок-диапроектор

Дни зимой коротки, а вечера такие длинные, что даже взрослые иногда не знают, что с ними делать. Особенно трудно малышам, которые еще не ходят в школу. Они с трудом привыкают к тому, что мало света, мало солнца и день быстро превращается в ночь, будто огромная шуба на город падает. Игрушки вдруг становятся скучны, и дети бродят по дому как потерянные, капризничают и всем мешают.
Телевизор или компьютер тут не помогут. Привычное и увлекательное для взрослых мельтешение на экране маленьким детям кажется полной бессмыслицей. Это вовсе не отсталость их психологического развития, а признак драгоценной нормы. Ведь в природе нет ничего такого видимого глазом, что двигалось бы с той скоростью, с какой носятся по экрану герои современных мультсериалов. Посмотрите, как важно идут по двору гуси, как торжественно плывут облака, как тихо летят хлопья снега, как плавно несутся сани с горы!
Взрослый человек всего этого не замечает, он торопится и ребенка подстегивает: «Ну что ты там засмотрелся!.. Что ты там копаешься! Давай скорей, мы опаздываем!..» Эта хроническая торопливость взрослых часто совершенно не связана с реальной опасностью опоздать на работу или на поезд. Мы просто привыкли жить в ритме клипа, в ритме быстро сменяющихся телевизионных картинок. Для нас, как в 17-м году для вождя мирового пролетариата, всякое промедление смерти подобно. От промедления мы можем просто заболеть.
Но дети, к счастью, еще не порвали связи с Божьим миром. Они могут долго смотреть во двор, где, на наш взгляд, ничего не происходит. Встречаясь с собакой или кошкой, цветком или жуком, они не торопятся расстаться, а готовы хоть целый день разговаривать с ними. Благодатность неспешного детства таинственно связана с творческой интенсивностью во взрослой жизни.
Поэтому, когда вечера темны и долги, не стоит развлекать малышей на взрослый манер – тащить их по магазинам, в кино или завлекать их новой компьютерной игрой. Праздник для ребенка чаще всего таится где-то рядом. Снимите, к примеру, с дальней полки старый диапроектор и вытрите с него пыль. Вы сразу вспомните тот вечер, когда выключалась люстра и волшебный фонарь, установленный на стопке книг, бросал сноп света на бабушкину простыню. Пленка диафильма похрустывала и потихоньку ползла вверх, открывая сказочные чудеса…
Диафильмы, согревшие и украсившие в 60–70-е годы наше детство, порадуют и нынешних детей. Диапроектор – вовсе не такой уж пережиток прошлого. Скорее это наше забытое… будущее.

Недавно врачи и экологи обнаружили, что среди всех средств визуальной информации диафильм – самое безопасное изобретение человечества. Картинка, нанесенная на прозрачную пленку, становится яркой и сочной на любой белой и ровной поверхности, если за пленкой расположить источник света – маленькую лампочку. Никаких вредных источников излучения здесь нет. Картинку можно рассматривать сколь угодно долго. И если клип сжимает и уплотняет время, то диафильм притормаживает его бег, что особенно важно для ребенка в условиях современной городской жизни.
По экологическим стандартам от диапроектора далеко отстали телевизор, DVD и компьютер. Дело в том, что изображение на экране телевизора или на мониторе компьютера – пиксельное, глаз не замечает, что картинка меняется 24 раза в секунду. Давно доказано пагубное воздействие такого изображения на глаза и мозг. В советские годы в каждой семье знали, что детям нельзя сидеть перед телевизором больше пятнадцати минут в день. Сегодня даже эта прописная истина многим родителям в России неизвестна.
Тем временем в некоторых западных странах информация о вреде электронного пиксельного изображения – составная часть экологического просвещения. В Венгрии и Израиле государство поддерживает производителей диафильмов, как крестьян, выращивающих экологически чистую сельхозпродукцию.
В России знаменитую студию «Диафильм», возникшую ровно 75 лет назад, в начале 90-х власти просто выкинули на улицу, как новоселы выкидывают старую утварь. Большая часть уникального фонда студии погибла, производственную базу разрушили. Последний диафильм был выпущен в 1992 году. Сегодня некогда огромная студия, выпускавшая в год тысячи диафильмов, – это небольшое предприятие, сохранившееся благодаря нескольким энтузиастам. Когда десять лет назад директором «Диафильма» стал Сергей Владимирович Скрипкин, студия, как он вспоминает, представляла собой кучу мусора.

За минувшие десять лет «Диафильм» отчасти возродился из пепла. Появились заказы Министерства образования на комплекты учебных пособий. Диафильмы-сказки вновь продаются на первом этаже центрального «Детского мира» в Москве. Правда, все эти диафильмы – из старых запасов студии. Чтобы возобновить производство, нужны немалые средства.
А главная беда, пожалуй, в том, что в редких семьях остался диапроектор. Там же, где волшебный фонарь бережно хранили, в аппарате иногда сломана какая-то деталь или перегорела лампочка, которой сейчас нигде не купить. В результате диапроектор, доступный всем советским детям 50–60-х, оказался роскошью для их внуков. В том же отделе «Детского мира», где вновь продаются диафильмы, можно купить и диапроектор, но стоит он теперь две тысячи рублей, что далеко не всем по карману. Вот и приходится студии издавать диафильмы в виде книг. С недавних пор диафильмы можно посмотреть и на сайте студии.
Наладить выпуск диафильмов в электронном виде вообще не проблема, это будет даже дешевле. Но, пойдя на поводу у рынка, легко погубить саму идею диафильма. Волшебный фонарь и компьютер – это как лошадь и танк. Одно живое, другое железное. Способы освоения информации принципиально отличаются. Грустная судьба диапроектора наводит на мысль о крайней односторонности нынешнего технического прогресса, который, изощряясь в производстве наукоемкой техники, сметает со своего пути вещи простые, экономичные и безвредные.
Интересно, что у истоков появления в России диапроектора как замечательного технического подспорья в воспитании и образовании стояли великие русские художники. В 1920 году Василий Дмитриевич Поленов принимается за создание переносного театра с прозрачными картинами. Рассказ о кругосветном путешествии должен был сопровождаться игрой на ручном органчике.
– Не выбрасывайте старые диафильмы! – обращается к нашим читателям Сергей Скрипкин. – Отдайте их тем, у кого сохранился диапроектор. Если отдать их рядом с вами некому, принесите диафильмы к нам, в Орликов переулок (это метро «Красные ворота»). Наш телефон 207-89-58. Ведь нам до сих пор не удается в былой полноте собрать утраченную фондовую коллекцию. Поэтому на сайте фильмофонда студии (www.diafilm.ru) мы объявили прием старых детских диафильмов до 1960 года выпуска. Моя мечта – открыть в Москве клуб-музей «Диафильм»…


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru