Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №1/2006

Третья тетрадь. Детный мир
Третья тетрадь
детный мир

ИГРАЕМ ВСЕ

Марина АРОМШТАМ

Кто живет по берегам Лимпопо

Страна, где слова существуют по законам, придуманным детьми

В желании ребенка читать, потом и писать, заниматься сочинительством один корень – его интерес к живой жизни слова.
Чем является для ребенка слово? Оно сродни фантастическому существу, способному к превращениям, обладает магическими возможностями порождать предметы, явления и целые миры. Ребенок получает огромное удовольствие, обнаруживая эти его особенности, играя словами. Взрослый должен только вовремя и умело включиться в это замечательное занятие, помогая ребенку пополнить арсенал словесных игр и превращений.

Чтоб словами поиграть, нужно выучиться... врать!

Пожалуйста, не удивляйтесь. Врака враке рознь. Только необходимо учесть, что в процессе “пустяшной” деятельности по придумыванию врак ребенок подсознательно осваивает законы словесного творчества, постигает их “изнутри”. В фольклоре для этого существует более точное слово – «небывальщина”.
Поиграйте с ребенком в игру – “Кто кого переврет?” или “Кто кого перенелепит?”.
Играют двое или две команды. Сначала (очередность устанавливается по жребию) играющий одной команды придумывает враку:
– А я видел, как кошка по небу летала!
Игрок другой команды подхватывает:
– А я видел, как самолет на тучу лаял!
И так до тех пор, пока у кого-то из играющих не истощится фантазия.
Дети быстро поймут, что придумывать – совсем непросто, особенно что-то новенькое. Легче всего использовать старые, уже кем-то выдуманные “враки”. Но чтобы победить, придется напрячь воображение, найти образы, подобрать слова.
Взрослые, как правило, проигрывают детям в этой игре. Если они, конечно, не поэты.

Лошаденок

Ребенку нужно запомнить названия детенышей животных. У лисицы – лисенок, у тигрицы – тигренок… Но вот в его речи появляется лошаденок.
Конечно, ребенок должен узнать настоящее название детеныша лошади, но почему бы и за лошаденком не оставить права на существование? Ведь любой недомерок может оказаться Коньком-Горбунком. Как говорил Винни-Пух, никогда не знаешь точно, чем все закончится, если имеешь дело с подобными словечками.
Можно поселить лошаденка вместе с коровенком, овчонком, свиненком на каком-нибудь Волшебном острове. Но вы толком не знаете, как выглядят обитатели этого острова. Вот и нарисуйте их портреты, уточните, чем они питаются, как спят, что любят делать. Создайте вместе с ребенком энциклопедический словарь неизвестных науке животных.

Висит груша – нельзя скушать

Загадывайте ребенку множество разных загадок и не забудьте сообщить их отгадки.
Когда он их запомнит, можно устроить «загадочные состязания»: у кого загадки кончатся быстрее, тот и проиграл.
Играйте в эту игру как можно чаще. Используйте даже время для завтрака. Скажите:
– Я задумала предмет, который стоит на столе. Он плоский, круглый, белый, с голубой полоской по краям.
Ребенок тут же догадается, что это тарелка, и предложит вам свой вариант загадки.
По такому же принципу можно сочинять загадки о животных: “Хищник серо-зеленого цвета, издалека похожий на бревно. Живет по берегам Лимпопо и других водоемов”.
А вот самая трудная игра в разгадывании загадок.
Водящий выходит из комнаты, а игроки выбирают какой-то предмет, который водящему нужно будет разгадать. Указывается место, где этот предмет находится: на столе, на потолке, около окна. Водящий возвращается и пытается угадать задуманный предмет с помощью вопросов:
– Он плоский? Красного цвета? Из дерева?
Игроки отвечают либо “да”, либо “нет”.

Запретные слова

Самый известный вариант игры в запретные слова – «Черное с белым не берите, “да” и “нет” не говорите!». Ведущий задает вопросы, хитроумно пытаясь заставить отвечающего сказать слова “черное”, “белое”, “да”, “нет”.
– Вы поедете на бал?
– Поеду.
– И конечно, наденете ослепительно белое платье?
Вскоре ребенок научится виртуозно избегать запретных слов, а потом и водить. Правда, задавать вопросы детям нравится меньше, чем отвечать.

Молчанка

Тренироваться лучше начать заранее. Например, среди бела дня промолчать ровно 15 минут. Но если вы с ребенком договорились обходиться без помощи слов в течение двух часов, вам придется пользоваться какими-то другими средствами. Может, разработать что-то вроде азбуки жестов?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru