Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №1/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

НА ВСЯКИЙ СЛУЧАЙ

Людмила ПЕЧАТНИКОВА

Простые правила в отсутствие хороших аннотаций

"Хорошая книга – такая, в которой изложено все, что должно быть, только то, что должно быть, и именно так, как должно быть". (Аристотель)
Мудрый совет, но хитрый: самое трудное – понять, что же именно должно быть в учебнике.
А так хочется купить новенькую книгу! Учебник не для класса, так хоть для себя.
Или для индивидуальной работы с сильным учеником. Можно – для внеклассной. Но почему-то у нас не пишут аннотаций, позволяющих разобраться в специфике конкретного учебника. Самостоятельно разбираясь в учебной книге, помните:

  • Материал учебника должен иметь понятную структуру. Внутри тем выделены ключевые понятия, основные выводы. Справочный материал компактно собран в особом разделе. Понятно, что является обязательным минимумом, а что – дополнительной информацией.

  • Хороший учебник восстанавливает целостность знания, помогает выстраивать межпредметные связи за счет точных ссылок.

  • Стоит отдать предпочтение учебнику с интерактивными заданиями, позволяющими организовать самостоятельную или групповую работу. В то же время необходимы задания на элементарную отработку материала. Должна быть понятная символика, обозначающая степень сложности и характер задания.

  • Хорошо, когда вопросы и задания учебника позволяют ученикам сформулировать собственное мнение, а не просто доказать требуемое. Особенно это важно в гуманитарных науках. В хорошем учебнике бывают представлены разные точки зрения, порой противоречивые документы, что позволяет детям выбрать собственную позицию и аргументированно защищать ее.
    Посмотрите, есть ли задания, опирающиеся на личное восприятие ребенка, его собственный опыт.

  • Наличие в учебнике забавных персонажей, вроде ученого кота, девочки Машеньки и т.п., уместно в младшей школе, подростка такие герои скорее раздражают. Материал, и без того нелегкий, излагается «заковыристо», в форме сказки или детектива. Дано якобы «игровое задание»: сочини сказку или нарисуй портрет… а дальше какое-нибудь научное понятие. Подобные вещи приводят ученика в полное недоумение. Как прикажете нарисовать «наречие»?

  • Чаще всего учебник выбирают по фамилии автора. Но не все знают, что автора учебника можно пригласить на встречу с учителями, даже если вы живете далеко от Москвы. С такой просьбой можно обратиться в управление образования или в областной ИПК.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru