Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №1/2006

Первая тетрадь. Политика образования
Первая тетрадь
политика образования

Симон СоловейчикРЕВОЛЮЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ
18 ЛЕТ СПУСТЯ 

 

 

 

 

Андрей РУСАКОВ

БОРОТЬСЯ С ЛЕДНИКОВЫМ ПЕРИОДОМ БЕСПОЛЕЗНО

Его надо суметь пережить

Сегодня в российской школе история перестает быть только предметом изучения.
Она входит в школьные стены. Непосредственно.
И ощутимо: в большинстве регионов страны растет число детей, которым недоступно не то что качественное, а мало-мальски пристойное образование.

С первого января школы во многих российских регионах переходят на финансовую самостоятельность. Школы остаются на казначейском исполнении бюджета. Все их расходы регламентируются постатейно. Права зарабатывать у школ нет. Они могут лишь пытаться тянуть деньги из родителей под видом фиктивных “образовательных услуг”. Но как это делать законно, неизвестно.
Так в чем “самостоятельность”? Если раньше в школе грозил обвалиться потолок, директор писал в роно и требовал средств. Роно денег, конечно, не давало. Но когда потолок все же рушился, то виновных вроде и не было. Теперь, если у школы нет денег на аварийные ремонты, пожарную сигнализацию или на что-то еще, виноват финансово самостоятельный директор. “Зачем все это?” – недоумевают директора, готовящие заявления об уходе.
…Десять лет от учителей всеми нормативными актами добивались только имитации деятельности вместо реальной работы. Пять лет убеждали, что ЕГЭ – это и есть главное “качество образования”. Всей финансовой политикой доказали, что если в школе что и будет меняться, то только к худшему. Россия сегодня единственная страна в мире, где самые маленькие зарплаты у педагогов. Ни надежд, ни сомнений не осталось.

“Старая” и “новая” школа

В каких школах учителя и управленцы смогут в ближайшие годы думать о педагогике больше, чем о выживании? Почти все такие школы из числа “новых” – или по сути, или по форме.
Это наиболее сильные из школ инновационных. Это гимназии и спецшколы с академическим преподаванием и отбором детей – со старыми традициями, перекроенными на новый лад. Это школы тех регионов и городов страны, где возникла реальная общественная и политическая поддержка образования.
Все эти школы и так получают регулярную поддержку местных властей. Они умеют работать с попечителями, получать гранты, а зачастую и зарабатывать в коммерческих проектах. Многие из них укрепили свое положение, получив статус федеральных экспериментальных площадок. Им же перепадут заметные средства по случаю новых “национальных проектов”.
Что ж, порадуемся за самые сильные школы страны и за те несколько процентов детей, которые будут учиться в относительно надежной системе образования.
А вот старой школы больше нет. Той спокойной школы советского образца, с разными учителями – веселыми и нервными, любящими свой предмет и по-разному относящимися к детям; школы, где каждый учитель мог спокойно и относительно автономно преподавать в отведенных ему клеточках школьного расписания; по методикам или вовсе без них.
Большинство обычных школ для обычных детей по всей стране – в опасности. Рвутся все те механизмы, все те смысловые связки и контексты, которые соединяли “старую” школу в педагогически значимую целостность.

С кем бороться?

Но кто же неизвестные враги общедоступной школы? Похоже, их нет. Нет ни друзей, ни врагов. Сражаться не с кем. А с пустотой драться невозможно. Ее побеждает только вспышка нового образа мира, новый жизненный импульс, новое ощущение живой связи явлений.
Пока же над российской школой устанавливается весьма странная власть. До образования дошли, развернулись и воцаряются в нем прожекты, запущенные между делом то пять, то десять, то пятнадцать лет назад. Их сочиняли люди, которые когда-то случайно проходили мимо школьной политики. Сегодня этим людям до образования уже нет никакого дела. Никто за их затеи не отвечает, и останавливать их некому.
Реструктуризация, понимаемая как закрытие сельских школ, официально осуждена, но идет невиданными прежде темпами. Никто вроде бы не хочет лишать учителей последних льгот, остатков самостоятельности и ответственности, но эти льготы и права отбирают.
Никто уже вроде и не агитирует за “концентрическое преподавание истории”, но оно превращается в единственно возможное и толкает последних сильных учителей-историков расставаться со школой. И т.д. и т.п.
Пустота расползается по развалинам системы школьного образования подобно оледенению. А бороться с ледниковым периодом бесполезно. Его надо суметь пережить.

О вопросах “что?” и “как?”

Единая система образования – с ее общими правилами, гарантиями, нормативами, субординацией, круговоротом обсуждения и принятия решений, инерцией по отношению к новому и ответственностью за сохранение старого – подобно куполу защищает школы от вихрей окружающих событий.
Крах общенациональной системы означает, что купола больше нет.
Где возможно – надо спасать школу в целом. Где нельзя спасти школу – можно выручать конкретные группы детей и учителей, отдельные очаги общения и линии обучения. Где невозможно сохранить осмысленный учебный процесс, учителям надо просто спасать в самих себе человеческое достоинство. И жить рядом с детьми как нормальные, жизнелюбивые люди.
Но надо настраиваться на долгую зиму и строить достаточно прочные конструкции. И когда на фоне окружающего мороза где-то бьется живой огонек, то жизнь школы наполняется не только историей, но и чудом. Спасение живого образования в обычной школе, в условиях, где ему не должно быть места, – всегда подобно чуду. И такое чудо всегда чудотворно для судеб учеников. К счастью, подобные чудеса во множестве наших школ происходят и будут происходить.
Жизнь всерьез, жизнь, не имеющая внешних защитных оболочек, многократно усиливает значение того, как совершаются в ней каждый поступок, выбор, решение. Тем, как будут вести себя учителя в той или иной школе в ледниковый период, и будет определяться то, чему там на самом деле смогут научить. Дилемма утилитарности–неутилитарности образования будет разрешаться наглядно: насколько сохранится непрагматичный контекст школьной жизни, который только и придает связный смысл общему образованию, – и за счет каких прагматичных, результативных усилий школа будет оставаться собой и добиваться целей, значимых для всех ее обитателей.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru