Первая тетрадь
политика образования
|
РЕВОЛЮЦИЯ
В ОБРАЗОВАНИИ
18 ЛЕТ СПУСТЯ
Знали бы мы тогда, чем обернется эта
победа...
январь 1988-го...
Из стенограммы выступлений делегатов
Всесоюзного съезда работников образования
“Не считать неспособными ребят с
умными руками только потому, что им интегралы не
даются, не даются теоремы!”
“…саму ориентацию школьного образования трудно
признать целесообразной. Оно ведь направлено
даже не на подготовку к жизни, а на поступление в
высшие учебные заведения. Цель же образования
должна быть другая: обеспечить полноценную,
развивающую ребенка жизнь уже в школьном
возрасте”.
“20 процентов нервно-психических расстройств у
школьников – на нашей совести…”
“Мы вплотную подошли к тому, чтобы о работе
учителя судили не только по оценкам за
контрольную работу, а по тому, как живется рядом с
нами нашим питомцам”.
“Надо помочь школьнику-ребенку максимально
раскрыться в его реальных способностях,
проводить оценку достижений каждого не по общему
образцу, а в сравнении с предшествующим уровнем
его развития. Нам, товарищи, необходимо отстоять
это положение на съезде, обосновать его
жизненность и остро назревшую необходимость”.
Я вспоминаю, как начинался тот съезд.
Какими воодушевленными мы на него тогда ехали! Из
каждого региона делегация везла свою
собственную программу-концепцию: что-то вроде
того “Как нам реорганизовать школу”. Даже
сборник такой выпустили “Моя речь на
педагогическом съезде”.
Мы робко топтались в огромном вестибюле
Кремлевского дворца и, не веря своим глазам,
узнавали тогдашних кумиров: “А это кто, неужели
Ильин?” – “А это Шаталов, правда, Шаталов?! Да
нет, не похож…” – “Смотрите, смотрите,
Амонашвили пошел!” – “Да нет, это не он…” –
“Он, точно он! Я его по телевизору видела!” – “А
правда, что Щетинин живет в гостинице на нашем
этаже? Вот бы встретиться и поговорить!” – “Да
неудобно, читал, какую про него статью в газете
напечатали? Ему сейчас не до нас”…
В толпе прошел слух, что к открытию съезда
подготовлено якобы два доклада: один Академией
педагогических наук, другой – Временным
научно-исследовательским коллективом “Школа”.
Мы знали, что второй – “наш”, но какой будет
зачитан на пленарном заседании, этого никто не
знал, и это придавало определенную интригу
началу заседания.
Первые минуты, напряженное ожидание. Слово
предоставляется Н.И.Рыжкову, он только что
приехал из Спитака, разрушенного страшным
землетрясением. На трибуну поднялся почерневший
от горя и усталости человек, в котором мы с трудом
узнали тогдашнего Председателя Совета
министров, и объявил минуту молчания...
Волнение нарастает, наконец слово предоставляют
председателю Госкомитета по образованию
Г.Ягодину. Народ напрягся и…
Когда прозвучали слова: “Нельзя считать
неспособным ребенка с умными руками только
потому, что ему не даются теоремы, интегралы не
даются…”, начались не просто “бурные
аплодисменты”, а самые настоящие овации.
Рядом с нами, мурманчанами, сидела делегация
педагогов из Узбекистана, и один очень серьезный
товарищ, дернув за рукав моего соседа, директора
одной из мурманских школ Алексея Либерова,
спросил: “Почему все так кричат?” Алеша повернул
к нему сияющее лицо и сказал: “Мы победили!”
Знали бы мы тогда, чем обернется эта победа!
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|