Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №1/2006

Первая тетрадь. Политика образования
Первая тетрадь
политика образования

Симон СоловейчикРЕВОЛЮЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ
18 ЛЕТ СПУСТЯ 

 

 

 

 

Дмитрий ЛЕВИТЕС

Знали бы мы тогда, чем обернется эта победа...

январь 1988-го...
Из стенограммы выступлений делегатов Всесоюзного съезда работников образования

“Не считать неспособными ребят с умными руками только потому, что им интегралы не даются, не даются теоремы!”
“…саму ориентацию школьного образования трудно признать целесообразной. Оно ведь направлено даже не на подготовку к жизни, а на поступление в высшие учебные заведения. Цель же образования должна быть другая: обеспечить полноценную, развивающую ребенка жизнь уже в школьном возрасте”.
“20 процентов нервно-психических расстройств у школьников – на нашей совести…”
“Мы вплотную подошли к тому, чтобы о работе учителя судили не только по оценкам за контрольную работу, а по тому, как живется рядом с нами нашим питомцам”.
“Надо помочь школьнику-ребенку максимально раскрыться в его реальных способностях, проводить оценку достижений каждого не по общему образцу, а в сравнении с предшествующим уровнем его развития. Нам, товарищи, необходимо отстоять это положение на съезде, обосновать его жизненность и остро назревшую необходимость”.

Я вспоминаю, как начинался тот съезд.
Какими воодушевленными мы на него тогда ехали! Из каждого региона делегация везла свою собственную программу-концепцию: что-то вроде того “Как нам реорганизовать школу”. Даже сборник такой выпустили “Моя речь на педагогическом съезде”.
Мы робко топтались в огромном вестибюле Кремлевского дворца и, не веря своим глазам, узнавали тогдашних кумиров: “А это кто, неужели Ильин?” – “А это Шаталов, правда, Шаталов?! Да нет, не похож…” – “Смотрите, смотрите, Амонашвили пошел!” – “Да нет, это не он…” – “Он, точно он! Я его по телевизору видела!” – “А правда, что Щетинин живет в гостинице на нашем этаже? Вот бы встретиться и поговорить!” – “Да неудобно, читал, какую про него статью в газете напечатали? Ему сейчас не до нас”…
В толпе прошел слух, что к открытию съезда подготовлено якобы два доклада: один Академией педагогических наук, другой – Временным научно-исследовательским коллективом “Школа”. Мы знали, что второй – “наш”, но какой будет зачитан на пленарном заседании, этого никто не знал, и это придавало определенную интригу началу заседания.
Первые минуты, напряженное ожидание. Слово предоставляется Н.И.Рыжкову, он только что приехал из Спитака, разрушенного страшным землетрясением. На трибуну поднялся почерневший от горя и усталости человек, в котором мы с трудом узнали тогдашнего Председателя Совета министров, и объявил минуту молчания...
Волнение нарастает, наконец слово предоставляют председателю Госкомитета по образованию Г.Ягодину. Народ напрягся и…
Когда прозвучали слова: “Нельзя считать неспособным ребенка с умными руками только потому, что ему не даются теоремы, интегралы не даются…”, начались не просто “бурные аплодисменты”, а самые настоящие овации.
Рядом с нами, мурманчанами, сидела делегация педагогов из Узбекистана, и один очень серьезный товарищ, дернув за рукав моего соседа, директора одной из мурманских школ Алексея Либерова, спросил: “Почему все так кричат?” Алеша повернул к нему сияющее лицо и сказал: “Мы победили!”
Знали бы мы тогда, чем обернется эта победа!


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru