Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №88/2005

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ЛЮБИМЫЙ ГОРОД N51 
СЮЖЕТЫ 

Алексей МИТРОФАНОВ

Между двумя микроскопами

Памятник Тимирязеву – один из символов послереволюционной Москвы. Он был заложен в ноябре 1922 года, спустя всего-навсего пять лет после известного события. Да и место было выбрано отчасти знаковое – здесь раньше стоял дом князя Гагарина, сгоревший как раз в октябре 1917 года, во время так называемых революционных боев.
Не говоря уж о личности самого Тимирязева, с одной стороны, ученого с мировым именем, с другой – человека, весьма приязненно отнесшегося к новой власти.

Памятник ТимирязевуВ то время отрабатывались новые, социалистические ритуалы, и некоторые тогдашние поступки с современной точки зрения выглядят достаточно абсурдно. В частности, во время церемонии закладки памятника в его основание замуровали памятную доску с колоритной надписью: “В день пятилетия Великой Октябрьской революции заложен этот памятник великому ученому и поборнику научной истины и справедливости человеческих отношений К.А.Тимирязеву. Памятник сооружен Моссоветом, ВЦИКом и Наркомземом по проекту скульптора Меркурова и архитектора Осипова с использованием силы безработных”.
На церемонии закладки присутствовал председатель Моссовета Л.Б.Каменев. Разумеется, в своей речи он отметил столь удачную двойственность естествоиспытателя:
– В лице его объединены мировой ученый и великий революционер.
А на открытии, произошедшем спустя год, все тот же Каменев провозглашал:
– Тимирязев умер с полным убеждением правоты большевиков и уверенностью в окончательной победе коммунизма!
Открытие скульптуры не осталось незамеченным. “Рабочая Москва” писала: “На площадке перед памятником суетятся фотографы, киносъемщики, репортеры. Гулом сочувствия одобряюще встречен сын Тимирязева – Аркадий, появившийся с автором памятника скульптором С. Д.Меркуровым”.
А еще одно издание – “Известия Отдела Управления М. С. Р., К. и К.Д.” – восторженно писало о самой скульптуре: “Вот памятник, рожденный революцией, подлинно художественный, монументальный памятник, который мы оставим будущим поколениям как памятник наших дней грозы и бури... В фигуре Тимирязева... уверенность в силе и торжестве научной мысли, которая прокладывает путь человечеству к светлому будущему”.
Впрочем, мнения по поводу фигуры Тимирязева были разнообразны до абсурда. В частности, Осип Мандельштам писал о ней нечто прямо противоположное: “Самый спокойный памятник из всех, какие я видел. Он стоит у Никитских ворот, запеленатый в зернистый гранит. Фигура мыслителя, приговоренного к жизни”.
А один яростный критик, некто Воблый, возмущался: «Тимирязев, этот мыслитель-общественник, ученый-борец... дан как какая-то скованная тогой учености, совершенно обособленная, стоящая вне времени, вне эпохи индивидуальность, как фигура “великого” человека в буржуазном понимании этого слова».
Подобные противоречия свойственны были и судьбе скульптуры. В частности, в конце тридцатых годов градостроители планировали расширить Большую Никитскую улицу (в то время улицу Герцена). То, что при этом неизбежно разрушались ценные с точки зрения архитектуры и истории дома, в то время никого особенно не огорчало. Беспокоились только за Тимирязева, которого и решено было перенести в глубь бульвара, на новое место.
К счастью, этот план реализован не был. Большая Никитская улица практически не пострадала, а Тимирязев не пополнил собой славный список памятников-путешественников (Пушкин, первопечатник Федоров, Минин с Пожарским и так далее).
Зато в войну памятник Тимирязеву чуть было не пострадал всерьез. Во время бомбардировки его опрокинуло взрывной волной. Однако же и в этом случае обошлось без трагедии – спустя буквально несколько часов скульптура вновь заняла место на своем высоком постаменте. На котором, кстати, сохранились шрамы-выемки, оставшиеся от осколков злополучной бомбы. Эти шрамы в наши дни воспринимаются такими же загадками, как странные, ни на что не похожие предметы, расположенные перед памятником.
В действительности скульптор имел в виду микроскопы. Просто стиль кубизм, вошедший после революции в фавор, не позволял ему быть более реалистичным.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru