Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №87/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ПРАЗДНИКА 
 

Сценарий урока, праздничного вечера всегда лишь тень жизни. Сухой остаток, из которого удалили все намеки на сиюминутные события, шутки, понятные только своим. Остается лишь догадываться, как смешно выглядел какой-нибудь Сережа Волков метра два ростом в костюме зайчика. Как хохотали дети, когда грозный завуч Елена Сергеевна явилась на сцене робкой Аленушкой. И все же краткие описания праздников, представленные на сайте Фестиваля педагогических идей Издательского дома «Первое сентября», позволяют понять многое в устройстве школьного праздника.
К счастью, с авторами некоторых сценариев нам удалось поговорить подробнее и выяснить, как готовятся карнавалы, как строится жизнь класса от прошлого года – к новому.
Надежда Алексеевна КОНДРАТОВА,
заместитель директора по УВР, учитель английского языка

...И настоящие рождественские пудинги

Иногда новогодние праздники из отдельных радостных эпизодов жизни становятся ключевыми событиями, объединяющими людей на долгие годы. Так случилось с классом Надежды Алексеевны Кондратовой, учительницы английского языка из 22-й школы Междуреченска.

Итак, с чего все началось? Встречали ли вы людей, которые изучали английский язык в школе в течение семи лет плюс два года в институте и все равно не умеют ни читать, ни писать, ни говорить на английском? Почему? Потому что учили глаголы ради глаголов, лексику ради лексики. Теория без практики мертва, как известно.
Мы живем в монокультурном, моноязычном городе. Основная промышленность – угольная добыча. Возможности применения английского языка сведены к минимуму, иностранцы толпами по улицам не ходят. Где выход?
На наших угольных предприятиях специалисты из Англии монтируют свое оборудование. Отлично! Они всегда с удовольствием откликаются на предложение прийти в школу, встретиться с детьми. Лидируют в диалоге, конечно, старшеклассники, но и малыши с восторгом наблюдают за происходящим, сами стремятся задавать вопросы: иногда серьезные, иногда каверзные, иногда с ошибками… И особенно часто – об обычаях и традициях в Англии.
Так возникла идея Рождественских праздников. Чтобы отметить их, как принято в Англии. Знаете, любую идею важно преподнести так, будто генераторами являются сами дети. И вот 5 класс. Еще только осваивается алфавит, и каждая закорючка на чужом языке кажется детям шедевром. На этом и сыграем. На стандартных листах будем рисовать буквы – красочно, с фантазией, учить стихи про эти буквы – задорно, правильно. А зачем нам это нужно? А давайте покажем родителям, как здорово все у нас получается. Заодно поздравим их с Новым годом. И началось… Пригласительные билеты, оформление кабинета, разработка сценария. На празднике присутствовали родители всех детей. Если мама с папой заняты – приходят старшие братья, сестры, короче, представитель семьи обязателен. Через год-два на наши праздники приходили всей родней в полном составе. У гостей тоже было занятие – они демонстрировали навыки счета, знание алфавита, участвовали в инсценировках. Конечно, оказывали спонсорскую помощь. Предварительно это обсуждалось на родительском собрании.
Год от года программа праздника усложнялась. Мы беседовали с корреспондентами «Таймс», обсуждали реальность существования Санта-Клауса и писали ему письма в Финляндию (всегда получали ответ и проводили конкурс на лучший перевод письма). Мы ели настоящие рождественские пудинги, пели все подряд – от «Merry Christmas» до «Yesterday».
Вечер в 9 классе (пятый год празднования) начался с сюрприза. Два папы внесли на носилках большую коробку, украшенную снежинками, пожеланиями, рисунками. Ребята долго отгадывали. Самое близкое предположение – “что-нибудь сладкое”. На этом “посылку” открыли – там оказались Леша Кривошей и Саша Черкасов с огромным тортом. Мальчики перешли от нас в юридический класс, но не смогли изменить традиции. В том же году вниманию присутствующих были предложены два спектакля на чистом английском языке: “Король Лир” В.Шекспира и “Вождь краснокожих” О.Генри.
Родители не утерпели, и на следующий год последовал достойный “ответ Чемберлену”: они сыграли сказку “Как Иван-дурак надумал жениться” – тоже на английском. За столько лет, проведенных с нами, выучили наконец чужой язык. Не зря им ребята все годы терпеливо переводили каждое слово.
Смешнее Ивана-дурака оказалась только Золушка. Историю про нее исполнил исключительно мужской состав из разных десятых классов. Наши парни Миша, Саша, Женя и Костя перешли на физико-математический профиль, но вместо расставания получилась встреча. Они привели в нашу компанию новых ребят.
Планировать следующее Рождество всегда начинаем 26 декабря, сразу же. Что хотелось бы изменить? Акцент делаем только на плюсах. Есть минусы? Отлично! Поработаем!
Замечательно видеть, как год от года растут творческие способности детей. Это возможно, если каждая мелочь по подготовке к празднику всеми (в том числе и учителем) ощущается как что-то очень важное.
Оформление помещений, подбор музыкального сопровождения – все обсуждается подробно и с уважением. В празднике участвует весь класс. Момент сюрприза обязателен. Если это две сказки, то репетиции идут в строгой секретности. Если по сценарию не хватает на всю группу ролей, придумываем сами.
Обязательный атрибут праздника – подарки. Кто кому и что подарит – великая тайна! На маленьких листочках записываются имена всех детей, помещаются в любую емкость, ребята по очереди достают листочки с именем того, кому предстоит подготовить подарок. И это имя знают двое: ученик и я. Я – для того чтобы помочь сочинить подарок – текст, посвященный тому, кто тебе достался. Поначалу делали что попроще – описывали идеальный подарок, потом стали сочинять описание внешности того, кому подарок предназначен, затем описание характера.
К последнему празднику в 11 классе готовились особенно тщательно. Ведь задумали его еще семь лет назад, когда пятиклашками рисовали алфавит и мечтали поехать вместе за город – к снегу, к небу. Мечта сбылась. Мы отметили это Рождество на природе, с нами вместе были и учителя, и родители, и все младшие братья-сестры, которые за это время успели народиться.
Впрочем, почему последний праздник? В этом году у меня снова 5 класс. И мы снова готовимся встречать Рождество.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru