ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ
КРУГ ВОПРОСОВ
Всемирное тестирование
Разные страны пробуют разные схемы
национальных экзаменов. Но критерий их качества
общий: у выпускника должно быть как можно больше
возможностей показать себя с лучшей стороны
На III международной конференции
«Национальные экзамены в системе оценки
качества образования» представители России,
Европы, США и стран СНГ обменялись опытом
национального тестирования.
В странах СНГ национальный экзамен в
форме тестирования за последний год отвоевал
позиции у традиционных экзаменов.
В Азербайджане еще в 1992 году постановлением
правительства была создана Государственная
комиссия по приему студентов (ГКПС): она
осуществляла прием в вузы страны на основе
централизованного тестирования. С 2001 года ГКПС
расширила поле деятельности – стала проводить
также тестирование претендентов на госслужбу. В
Узбекистане государственное централизованное
тестирование для поступления в вузы ввели в 1994
году. В Казахстане с 2004 года перешли на систему
единого национального тестирования.
В Украине 1 ноября 2005 года было подписано
поручение президента об апробации технологий
внешнего тестирования в нескольких украинских
регионах. Украинский кабинет министров
постановил создать региональные центры
тестирования с головным центром в Киеве.
53% населения Украины заявили, что прежняя система
вступительных экзаменов была несправедливой.
Считают ли жители Украины внешнее тестирование
более объективным, чем старая система? 76%
ответили, что да. Однако отношение населения к
этому «да» в стране оказалось весьма любопытным.
После 76-процентного согласия своих граждан
руководители образования вовсе не собираются
отменять старую систему вступительных
экзаменов.
«Сертификат централизованного тестирования
будет обязателен для украинских вузов, но
система традиционных экзаменов в устном и
письменном виде в Украине все равно остается», –
сообщила на конференции Елена Хоменко, ведущий
специалист департамента общего среднего и
дошкольного образования Министерства
образования и науки Украины.
В Республике Беларусь, где студенты зачисляются
в вузы на основе сертификатов ЦТ (и где, по мнению
российских экспертов, во время экзамена хорошо
налажен режим защиты информации), с этого года
отменено платное централизованное тестирование.
До этого времени результаты платного
тестирования принимались вузами в законном
порядке. «Теперь только репетиционное
тестирование, которое школьники могут сдавать
несколько раз в год, останется платным, – заявила
Валентина Маевская, сотрудник Министерства
образования республики. – Государство, понимая
важность проведения централизованного
тестирования, решило взять на себя все остальные
расходы».
Интересно, что в Белоруссии вступительные
экзамены в виде централизованного тестирования
могут проводиться за счет вузов. Впрочем, эти
средства все равно поступают в вузы из
республиканского бюджета на образование.
В Нидерландах, где бесплатный национальный
экзамен для поступления в вузы проводится уже 25
лет, в 2001 году попытались перейти на компьютерное
тестирование. Но это принесло немало огорчений.
Вскоре эксперты убедились, что экзамен с
применением компьютера (даже в стране, где почти
у каждого школьника есть домашний компьютер)
девочки сдают хуже, чем мальчики. «Мы думаем, что
нужно время, чтобы эта проблема – отношение к
компьютеру в зависимости от пола – решилась», –
признал на конференции представитель
Национального института педагогических
измерений Нидерландов (СИТО) Ян Вигерс.
Директор Федерального института педагогических
измерений Андрей Ершов припомнил, что российская
делегация во время посещения Национального
института педагогических измерений в
Нидерландах наткнулась на странный предмет, о
значении которого россияне долго гадали. В
закрытом помещении СИТО, где бланки
национального экзамена обрабатываются с помощью
мощной компьютерной техники, стояла гладильная
доска с горячим утюгом.
Из рассказов сотрудников СИТО удалось выяснить,
что во время экзамена многие дети нервно теребят
(складывают, надрывают, сворачивают в трубочку)
бланки тестирования.
Поэтому сотрудникам, проводящим компьютерную
обработку тестов, перед отправкой на сканер
приходится применять дедовский способ –
разглаживать бланки утюгом.
Представители СИТО признают: несмотря на попытки
сделать национальный экзамен в Нидерландах как
можно более комфортным, не удается избавить от
стрессов участников тестирования.
В результате дети набирают не самые высокие
баллы.
«Мы напряженно ищем новых подходов к сдаче
национальных экзаменов, – рассказал на
конференции Ян Вигерс. – Одна из трудностей
состоит в том, что национальные экзамены
централизованы. То, что централизовано, трудно
сделать гибким. Сейчас на национальных экзаменах
в Нидерландах сдается семь предметов. Мы
разрабатываем для выпускников новую возможность
– сдавать эти экзамены по частям. С 2007 года по
меньшей мере два экзамена выпускники смогут
сдать не в мае, как это делалось обычно, а в
течение учебного года. Это сделает школьный
процесс более разнообразным. Ученикам будет
легче подготовиться к экзаменам. Сейчас в
Нидерландах национальные экзамены сдаются
только в мае. Мы рассматриваем возможность сдачи
этих экзаменов три раза в год: в мае, в августе и в
январе. В августе его можно будет пересдать, если
выпускник срезался на экзамене в мае. В январе –
если срезался в августе. Почему мы решили
проводить последний экзамен в январе? Потому что
в этом случае выпускник школы еще сможет
поступить в высшее учебное заведение. У нас не
обязательно приносить документы осенью. По нашим
законам студент может быть зачислен в вуз даже на
половине курса. Так что кроме сдачи национальных
экзаменов в течение года мы хотим дать
выпускникам школ шансы пересдать национальный
экзамен. Три попытки сдать этот экзамен снимут
стрессовые ситуации и увеличат их возможности
поступления в вузы».
На вопрос, не вылетит ли Нидерландам в копеечку
многократная сдача национального экзамена,
голландцы возразили: «Конечно, это приведет к
определенному увеличению расходов. Однако речь
идет об экзамене, в котором принимают участие
сотни тысяч выпускников. Потому суммарное
увеличение затрат, как мы уже подсчитали, не
будет значительным. К тому же государство
согласно с позицией экспертов СИТО: каждому
выпускнику лучше иметь три шанса вместо одного».
В 2004 году свыше 70% нидерландских педагогов
ответили, что национальный экзамен является
важной частью системы образования. Однако 19%
учителей страны заявили, что национальный
экзамен школьникам не нужен.
«С этой частью учителей мы стараемся работать»,
– заключили представители Нидерландов.
«Ну-ка, ну-ка!» – заинтересовалась московская
аудитория.
«Мы считаем, что если они не согласны с
принципами национального экзамена, у этих
учителей должны быть свои веские предложения о
его усовершенствовании, – объяснил Ян Вигерс. –
Мы просим их предлагать новое и думаем, что их
предложения могут нам пригодиться».
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|