Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №86/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ № 91 
 

Сокрытие знаний как методический прием

Не секрет, что многие родители, заглянув в учебники своих детей, порой испытывают глубокое изумление – «а нас учили по-другому», или даже возмущение – «ничего не понимаю!». В роли такого неискушенного читателя побывала наша коллега, а автор учебника любезно ответила на ее недоуменные вопросы. В результате получился довольно интересный диалог о современной методике начальной школы.
Анастасия СОТНИКОВА

А где написано про микробы?

З.А. Клепинина. Окружающий мир: учебник для 1 класса начальной школы.

З.А. Клепинина.
Окружающий мир: учебник для 1 класса начальной школы.
М.: АСТ-Пресс Школа, 2005
В детстве я часто пропускала занятия, болела. Это досадное обстоятельство приучило меня к работе с книгой. С тех пор в учебнике я ценю главным образом возможность использовать его для самостоятельного обучения. Лежащий передо мной учебник «Окружающий мир» для первого класса из одноименного учебно-методического комплекса как раз как будто бы создан для меня. В аннотации читаю: «Учебник рассчитан на самостоятельную познавательную деятельность ребенка, особая система вопросов, заданий и иллюстраций помогает развитию аналитических способностей, мышления, осознанной речи учащегося».
Открываю. Действительно много иллюстраций. Красивая, легкая книжка, ее приятно держать в руках. В учебнике пять разделов: «Окружающий мир», «Мир людей», «Будь здоров» и «Россия – наша Родина» (здесь четыре). Имеется словарик и два обращения – «Уважаемые родители» и «Юный друг!». Опрометчиво пропустив обращения, начинаю листать сам учебник. Вот глава «Чистота – залог здоровья». Под названием совсем коротенький текст, в нем три вопроса: “Одно из правил охраны здоровья ты видишь на рисунках. Что это за правило? Почему так важно соблюдать чистоту? Какое общее название можно дать этим действиям?” Ниже – четыре картинки, на которых умываются веселые чистоплотные девочки. Это, безусловно, однозначный ответ на первый вопрос. Да, да, да! Одно из правил охраны здоровья – соблюдение чистоты! Ответ на третий вопрос, о характере действий, выделен особо – гигиена. Личная гигиена. Слово «гигиена» можно найти в словарике, в конце книги. Замечательно и понятно. Но где же главное? Где разъяснение, почему «важно соблюдать чистоту»? Хоть что-нибудь о злых микробах – возбудителях заболеваний? Ни слова.
Глава «Опасные ситуации. Как поступить?». На картинках доброжелательного вида мужчины обращаются к детям на улице. Текст уверяет, что подобные ситуации опасны. Спрашивается, как поступить этим детям? Рекомендаций, разумеется, нет. Правда, на соседней странице картинка более понятна: сомнительного вида тип звонит в дверь, бдительная девочка рассматривает его в дверной глазок, а мальчик сжимает в руке телефонную трубку. Над головой мальчика ноль и двойка в синей рамке. При некоторой доле фантазии можно предположить, что он звонит в милицию. Отлично! Но как же быть тем детям на улице? В главе есть вопросы, сформулированные таким образом, что легко догадаться: с незнакомыми людьми опасно общаться, их надо остерегаться. Но что это значит, всегда ли этого достаточно?
Глава «Дорожные знаки на охране здоровья». Ученику предлагается с помощью рисунка определить, что означают те или иные дорожные знаки. Если вдруг ребенок не понял символизма, найти объяснение ему негде, в учебнике его нет. Почти к каждой главе разделов «Мир людей» и «Будь здоров» можно предъявить одну и ту же претензию: в них отсутствует важная, зачастую жизненно важная информация. Исключение составляет глава «На пожаре», где, кроме иллюстраций и вопросов, имеется вполне конкретная инструкция «Что ты должен делать, если пожар все же начался». Очевидно, автор считает пожар большей угрозой, нежели ДТП или незнакомцы с неясными намерениями.
Тенденция «сокрытия информации» настолько очевидна, что в ней начинаешь угадывать авторский замысел, некий методический прием. Ищу подтверждение своей догадке в обращении автора к родителям. Да, так и есть: «В учебнике вы не найдете больших текстов, преимущественно это вопросы и задания. Мы считаем необходимым привить ребенку навыки познания окружающего мира, а не давать ему сведений о нем в готовом виде, которые он может только запомнить. Поэтому постарайтесь организовать диалог с ним с помощью вопросов и заданий урока. Общение – важнейший фактор развития ума, речи, воображения, творчества, коммуникативных качеств». Иными словами, учебник предназначен не для того, чтобы дать ученику знания, а для того, чтобы научить его эти знания добывать. Откуда? От родителей, конечно. Это именно они должны изложить ему ту самую жизненно важную информацию, как, впрочем, и любую другую. Учебник как бы побуждает вас работать с ребенком. Что ж, идея замечательная, только окажутся ли готовы родители к такой методике?

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru