Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №85/2005

Первая тетрадь. Политика образования

ПЕРВАЯ ПОЛОСА
ПОВЕСТКА ДНЯ

По сложности предмета или по стажу...
Ведомство представило общественности два первых региональных проекта отраслевой системы оплаты труда.
В них заложены разные принципы дифференциации учительских ставок

Одна из ключевых позиций Министерства образования и науки – переход к отраслевой системе оплаты труда. Но единая для всей страны система невозможна как по правовым, так и по практическим соображениям. Поэтому ведомство создало лишь общую ее концепцию. А на заседании министерского совета были представлены два региональных проекта: тюменский и санкт-петербургский.

– Прежде чем принять общие рекомендации, – высказался Андрей Фурсенко, – в следующем году необходимо отработать региональные модели отраслевой системы оплаты труда и согласовать их с педагогическим сообществом.
Итак, что же за системы созданы в регионах?
С 1 января 2005 года учителей в Тюменской области поделили на четыре группы. Критерий разделения – сложность преподаваемых предметов.
В первой, привилегированной, группе – учителя русского и иностранных языков, литературы, математики, первого класса начальной школы.
Во второй – учителя истории, обществознания, географии, физики, химии, 2–4 классов начальной школы.
В третьей – преподаватели права, экономики, технологии.
В четвертой – учителя астрономии, физвоспитания, ИЗО, музыки, черчения, ОБЖ.
В области установлена базовая зарплатная ставка. Ее получают учителя из четвертой группы. Для других – повышающий коэффициент: для третьей группы – 1,05, второй – 1,1, первой – 1,15.
Оплата труда директоров школ определяется тоже с учетом сложности их работы. Например: чем больше учеников в школе, тем выше заработок директора.
Кроме того, для работников образования действуют доплаты за государственные награды (включая почетные звания) СССР и Российской Федерации, за ученые степени (для кандидата наук – 3000 рублей, для доктора – 3600 рублей). Установлены и повышающие коэффициенты за квалификационные категории, заведование кабинетом, классное руководство.
Однако, по словам Андрея Фурсенко, наибольшего одобрения участников конференции удостоился проект отраслевой системы оплаты труда, разработанный специалистами из Санкт-Петербурга. Министр не без гордости подчеркнул, что питерская модель «выдержана в духе концепции отраслевой системы оплаты труда, разработанной специалистами департамента экономики и финансов Мин-
обрнауки».
Концепция министерства дифференцирует оплату труда в зависимости от уровня образования, стажа и должности педагогов. Так, максимальный коэффициент – 1,5 установлен для работников, имеющих высшее профессиональное образование, минимальный – 1,0 – для имеющих среднее полное общее образование (техперсонал).
В зависимости от этого фактора устанавливается и базовый размер ставки (оклада) – соответственно 3975 и 2650 рублей – как высшая и низшая планки.
По министерской схеме учителя подразделяются на 5 групп с учетом стажа, для каждой из которых назначаются межстажевые коэффициенты в диапазоне от 1 до 1,2. Примечательно, что самый высокий показатель установлен для молодых специалистов «от двух до пяти», на втором месте – педагоги, имеющие стаж от 5 до 10 лет (1,17), на третьем – от 10 до 15 лет (1,15), за ними следуют обладатели самого большого стажа (1,14), замыкает цепочку категория начинающих со стажем до двух лет.
Но в любом случае согласно министерской логике предпочтение отдается молодым учителям, а не людям пенсионного и предпенсионного возраста, хотя дифференциация в оплате в конечном итоге несущественна. Кроме того, необходимо учитывать и тот факт, что чем больше стаж учителя, тем, как правило, выше его квалификационная категория, и доплаты за нее компенсируют межстажевые коэффициенты.
Не столь велика (20%) и дифференциация в оплате труда работников образования 1-й и 2-й групп в зависимости от должности.
Так, к первой группе относятся учителя, мастера производственного обучения, логопеды, дефектологи, воспитатели.
На ступеньку ниже находятся психологи, социальные педагоги, инструкторы по физической культуре, педагоги дополнительного образования.
В соответствии с этой иерархией максимальную зарплату – 8780 рублей – получит представитель первой должностной группы со стажем от 15 лет и более, имеющий высшее образование, минимальную – 3445 рублей – представитель второй группы, имеющий среднее профессиональное образование и стаж до двух лет.

При оплате труда руководителей образовательных учреждений принимаются во внимание численность учащихся, уровень технической оснащенности, наличие структурных подразделений и другие объемные показатели. С учетом этих факторов должностные оклады начальников, директоров колеблются в пределах от 7900 до 14150 рублей.
Кроме того, экономисты образовательного ведомства предлагают систему повышающих коэффициентов – от 1,15 до 1,5 – для педагогических и руководящих работников в зависимости от типа образовательного учреждения. В этой иерархии приоритет отдан учителям русского языка, работающим в образовательных учреждениях с нерусским языком обучения, расположенных в сельской местности и поселках городского типа.
Особое место в министерской концепции отводится надтарифному фонду, который должен составлять не менее 40% от общего фонда оплаты труда (в настоящее время этот показатель не превышает 20%).
Таким образом, если по ныне действующей ЕТС средне-
схемная ставка заработной платы учителя составляет 2296,8 рубля, руководителя образовательного учреждения – 2666,4 рубля, то по отраслевой системе эти цифры должны составить соответственно 5860 и 10730 рублей.
На это потребуется дополнительно 172,6 млрд рублей.

Ольга ДАШКОВСКАЯ


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru