Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №85/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ПО ШКОЛЬНОМУ СЧЕТУ

 

Прописать ему «ижицу»!
Краткая история школьных баллов

Аксиома: процесс проверки и оценки знаний учеников охватывает все грани учительского труда – теоретическую и методическую подготовку, особенности его практики, психологии, организационные способности. Тем не менее понятие «личная педагогическая культура» для многих из нас остается загадкой. В какой-то степени ее может разрешить взгляд на проблему в исторической ретроспективе.

Первые попытки ввести в образование баллы с их качественными описаниями носили гуманистическую направленность. Предполагалось заменить отметками широко применявшиеся в средневековых школах физические наказания.
Система оценки знаний и поведения учащихся баллами ведет свое начало от иезуитских школ XVI–XVII веков. Все ученики распределялись по разрядам, обозначавшимся цифрами. Единица – означает высший показатель достигнутых успехов, а пятерка – низший. Переход из одного разряда в другой знаменовал собой приобретение учениками целого ряда преимуществ и привилегий.
В истории русского просвещения наиболее древней является система словесных оценок. В списке студентов Киевской духовной академии 1737 года первая группа отзывов обозначает очень хорошие успехи: “учения изрядного, надежного, доброго, честного, хорошего, похвального”. Вторая группа обозначает успехи средние: “учения посредственного, мерного, нехудого”. Третья группа отметок характеризует успехи ниже среднего: “учения слабого, подлого, прехудого, безнадежного, ленивого”.
Подобная словесная система оценки существовала и в начале XIX века. Так, в Казанском университете успехи студентов обозначались словесно: превосходен, отличен, успевает хорошо, не худ, мало старается, очень слаб. Это не отметки, а оценки, насыщенные эмоциональной окраской. Фиксируется отношение ученика к учебе, а не уровень овладения им учебным материалом. Тем более никому не приходило в голову искать соответствие данного уровня желательному.
Постепенно оценка становится однообразнее и короче. Она все чаще заменяется цифровой системой. Русская школа пережила 3–5–8–10–12-балльную систему оценки знаний. Прижилась 5-балльная, которая и была в 1837 году официально установлена Министерством народного просвещения: “1” – слабые успехи; “2” – посредственные; “З” – достаточные; “4” – хорошие; “5” – отличные.
На протяжении всего последующего времени шли острые дискуссии вокруг балльной системы. Одни уверяли, что баллы позволяют учителю быстро и легко оценить познания учеников, что это простая и удобная форма извещения родителей об успехах их детей и что по баллам можно судить об успешности не только учеников, но и учителя. Многократно больше было противников балльной системы. Все известные педагоги-гуманисты выступали против. В середине XIX века они утверждали: “Смерть баллам грозит неизбежно; не нынче завтра, но дни их сочтены”. Предлагалось вернуться к отзывам преподавателей за каждую четверть или год, ввести, на худой конец, зачетную систему. Начались первые эксперименты по безотметочному обучению, например, в гимназии, руководимой известным грузинским педагогом и психологом Дмитрием Узнадзе.
Наконец, в проекте реформы средней школы, предложенной в 1916 году министром Игнатьевым, предусматривалось заменить цифровые баллы “возможно частыми осведомлениями родителей о случаях неуспеваемости детей”. Признавалось педагогически целесообразным отменить переводные и выпускные экзамены, награды и медали.
Реализованы эти предложения были только в 1918 году: за подписью Луначарского вышло постановление “Об отмене отметок во всех без исключения случаях школьной практики”. Перевод из класса в класс и выпускное свидетельство производились на основании “успехов учащихся по отзывам педагогического совета”.
В двадцатые годы в советской школе вместо отметок засчитывались развернутые характеристики учителей, а также продемонстрированные учениками достижения в творчестве, общественно полезной деятельности. В Единой трудовой школе акцент делался на стимулирование активности и самостоятельной деятельности школьников. Применяли Дальтон-план и метод проектов.
Все изменилось в 1935 году: была восстановлена пятибалльная система – сначала в виде словесной отметки, а с 1944 года – в форме цифр. Указывалось, что это делается ради повышения требовательности к поведению учеников и качеству знаний выпускников. Возник тип школы, который условно называют “сталинской гимназией”: с раздельным обучением, отсутствием трудовой подготовки, преимущественно вербальным характером обучения, жесткой дисциплиной.
С начала шестидесятых усилилась критика сложившейся практики авторитарного оценивания школьников. В обиход оценивания вошел “поурочный балл” липецких педагогов: предлагалось оценивать в совокупности все виды активности ученика на уроке, предоставлять ему возможность для исправления первоначального, возможно, неудачного, ответа. В 1962–1963 годах метод вводили «обязательно и повсеместно»: ученики набирали «плюсы», включался механизм своеобразного накопления, урок оживал.
В девяностые в учебных заведениях стали апробироваться различные модульно-рейтинговые системы, позволявшие ученику выбрать задание в соответствии с самооценкой, уровнем притязаний и амбиций. Популярными стали методики оценивания деятельности школьников по конечным результатам – зачетная неделя, учебное портфолио. Но все это – на уровне опытно-экспериментальной деятельности. Какая же шкала отметок будет отвечать требованиям модернизированной системы образования? Неизвестно. Опросы показывают, что реакция большинства педагогов на пересмотр существующей шкалы оценок достаточно эмоциональна и негативна.

По материалам педагогических изданий


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru