Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №85/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ПО ШКОЛЬНОМУ СЧЕТУ

Есть в классном журнале одна страничка, называется «Замечания по ведению». Она заполняется членом администрации раз в четверть, когда проверяют журналы. Характер записей различный, но по содержанию это всегда оценка оценивания: «Плохая накопляемость оценок по географии!»; «Обилие оценок по русскому языку вызывает сомнения в их обоснованности!»; «Срочно проставьте оценки за контрольную от такого-то числа!». Смотрят пристально. И по вертикали: «Ни одного опрошенного в такие-то дни – это недопустимо!»; «Десять двоек за самостоятельную – роспись в собственном бессилии!». И по горизонтали: «Почему мало оценок у такого-то ученика?»; «У такого-то точки вместо оценок – убрать немедленно».
Оценки в журнале – визитная карточка учителя. Замечено: одни учителя предпочитают ставить хорошие отметки, каким бы слабым ни считался класс; у других страницы журнала густо усыпаны трояками. Есть учителя, ведущие свой «черный журнал» с собственными значками и пометками, который ничего общего с «белым» не имеет, но полностью определяет общение учителя с детьми и родителями. Некоторые заносят в журнал отметки по своему усмотрению, а кто-то умудряется учить вообще без оценок…
Как бы то ни было, оценочная служба и опасна, и трудна.

Визитная карточка учителя
Практика оценивания – самый точный индикатор нашей педагогической философии

Не хватает баллов

«Почему мне три, а не четыре?» – этот вопрос каждый учитель слышал множество раз. «А потому что…», но ребенок все равно не понимает, как одна только ошибка может привести к разнице в целый балл. Существуют двух-, трех-, пяти-, шести- и выше балльные системы количественной оценки учеников. Все дело в степени дифференциации: зачет-незачет; ниже нормы – норма – выше нормы; очень плохо – плохо – нормально – хорошо – отлично. Но еще бывает оценка с плюсиком, с минусом, с двумя большими минусами. Отметки с нюансами отношения учителя. Мол, и рад бы поставить выше, да не могу, нормы оценки не позволяют. Или так: я обязан поставить тебе эту тройку, но ты все равно ничего не знаешь. О пятибалльной системе оценки рассуждает учитель из города Ровеньки:
«Пятибалльная система никогда не устареет. Психологами доказано, что мозг человека не может качественно различить более пяти уровней. Вот почему была выбрана пятибалльная система оценки. А потом каждый уровень, кроме крайних, разделился на три уровня. Но в любом случае учитель вначале оценивает по пятибалльной системе, а потом уточняет внутри выбранной оценки по трехбалльной. То есть мы проводим два уровня детализации, когда ставим три с плюсом, четыре с минусом и так далее. Оценка знаний, “вычисляемая” учителем только силами своего мозга, без привлечения дополнительных средств, не может быть другой. Вот и переводим стобалльную шкалу тестов в пятибалльную!»
Но в такие глубины рефлексии по поводу отметок учителя погружаются нечасто. Среди моих собеседников чаще встречались люди с такой позицией:
«Любой учитель, давно работающий с классом, и так знает, на что способен каждый ученик, какую итоговую оценку за четверть и год ему нужно поставить. А оценки служат… ну хотя бы для разнообразия. Они существуют, чтобы у учеников был стимул заниматься делом. Можно даже не проверять листочки».

Унизительно? Нет, гуманно

Мы всех учеников оцениваем только положительно. «Опять двойка» – это почти забыто. Когда-то, к столетнему юбилею со дня рождения Ленина, в 1970 году, наша страна отказалась от второгодничества. Были введены «условные переводы». При этом в системе оценивания не было изменено ничего. Суть начавшегося процесса – в знаменитой учительской фразе: «Три пишем, два в уме». Двойки ставить стало нельзя. Педагоги постарше до сих пор переживают: они уверены, что это и послужило толчком к неуклонному снижению качества образования. Приходится слышать гневные рассказы:
«Отличный физик собирается уходить из школы, потому что ему администрация школы не позволяет поставить двойку девочке, которая на него смотрит в упор и демонстративно ничего не делает – это в физматклассе! Ну не может настоящий физик рисовать “3”. Ему перед другими учащимися стыдно. И почему девочка сидит в этом классе, не переходит в обычный, параллельный?»
Однако педагоги-оптимисты и тут находят плюсы: раз отметки обесценились, значит, начнет возрастать роль личной мотивации к учению, а отсюда – рукой подать до живого образования. Учитель новой формации думает так:
«Мне бы хотелось избавить детей от отметок хотя бы до седьмого класса. А их место должно занять качественное оценивание. Оно более трудоемко и не поддается регламентированию. Зато, посмотрев на то, о чем и как пишет учитель, можно очень точно понять его педагогические предпочтения. Качественная оценка многообразна. Например, учителя пишут ученикам письма-характеристики к концу четверти или полугодия. Если уже с первого класса во всех частях оставлять место для собственного мнения ребенка, то через несколько лет ученик вполне освоит форму самооценки. Как всегда, ярче всего суть взаимоотношений бывает проявлена в деталях. Так вот, характеристика или иная форма качественной оценки требует от учителя времени и размышлений. Тем самым учитель выражает уважение к ученику, его усилиям. Это совсем не то же самое, что нарисованная одним движением абстрактная цифра».

Самооценка-плюс

«У нас для девятиклассников есть тест на профориентацию. Прежде чем выбрать направление, они с интересом его проходят. Тест компьютерный, и я могу наблюдать непосредственную реакцию после получения результатов. Очень часто результат не совпадает с их самооценкой», – рассказывает учитель информатики из Долгопрудного.
Самооценка ученика для нас важна, потому что выставленные педагогом баллы имеют эффект только тогда, когда ученик внутренне согласен с оценкой. В действительности все ученики ведут параллельную оценку своих знаний, и она не всегда совпадает с учительской. А именно: по статистике, у тех, кто учится хорошо, совпадения между собственной оценкой и полученной – 42%; у слабоуспевающих – 13%. В среднем совпадение между учительской и собственной ученической оценкой происходит только в 50% случаев. Наша оценочная деятельность наполовину конфликтообразующая.

Бантик на тракторе

Тестирование – метод довольно старый, плюсов у него много: списать сложнее, вопросы разнообразные, их много. Почему же повсюду слышно: тесты плохие, технология сдачи темная, вопросы закрытые. Ну да: в ЕГЭ по истории, например, Новороссийск назван Новочеркасском; а статистическую пятерку за ЕГЭ у нас ставят, начиная с 70 баллов, не с 95, как в США, например. Но верно и то, что на ЕГЭ учитель не участвует в оценивании знаний ученика. И школа не участвует. Все очень объективно. Но вот рассказывает учитель:
«Если вас интересует механизм, по которому директора школ договариваются и дают зеленый свет медалистам и всем детям, кому хотят хорошей оценки, рассказываю. Сдать ЕГЭ по русскому в прошлом году у нас стоило триста долларов. Проплаченных “ребенков” сводили в отдельную аудиторию, и учителя лично удостоверяли каждый предполагаемый крестик. Гарантировалась четверка. Большинство получили пятерки».
А преподаватель вуза разводит руками:
«Уровень знаний абитуриентов крайне низкий, несмотря на высокие баллы. А преподаватели первых курсов сталкиваются с агрессивным нежеланием половины студентов учиться!»
В то время как сотрудник Минобрнауки надеется:
«Когда ЕГЭ перестанет быть экспериментом, ситуация с аттестатами и итоговой оценкой изменится. Очень надеюсь, что в недалеком будущем вообще прекратится параллельное хождение двух бумажек. Вернее, хождение одной и лежание другой: думаю, вкладыш в аттестат отомрет, останется только сертификат ЕГЭ».
Говорят, тесты еще и потому предпочтительнее, что увеличивают точность оценивания в десять–двенадцать раз. Неясно, правда, что именно они оценивают: уровень внимания и везучести учеников, предприимчивость родителей или благие намерения чиновников?
Между тем на недавней встрече с нижегородскими учителями министр Андрей Фурсенко говорил о возможности установления по непрофильным предметам зачетной системы…

Частный случай ранговой шкалы

Расстаться с мыслью о том, что без внешнего, отделенного от человека стимула к учению дети учиться не будут, очень трудно. Хоть какой-то знак нужен! Не оценка, так хоть шкала рейтинга. Рейтинговая оценка учеников класса – большая работа учителя. Ради публичного предъявления достижений каждого составляются ранжированные списки, учитываются и подсчитываются баллы, при выставлении четвертных отметок набранные баллы переводятся в отметочный эквивалент… Учительница истории из Волгограда – сторонница такой системы оценки:
«За четверть ученик должен набрать определенное количество баллов – учитель просчитывает количество обязательных работ. Отметки с индексом «К» – красные: 5к, 4к, 3к – выставляются за контрольные и самостоятельные работы, зачеты, решение объемных и сложных задач. Отметки с индексом «З» – зеленые – выставляются за дополнительные сообщения по теме, составление кроссвордов, чайнвордов, за изготовление наглядных пособий, участие в ролевых дидактических играх или исторических сценках, викторинах, играх, конкурсах рисунков. Есть отметки с индексом «С» – синие. За выполнение обязательных домашних заданий, ответы на вопросы карточек, ведение исторического словаря. В то время как заполняется цветная диаграмма, ученики активно ищут посильные способы продвинуть свои столбики».
О том, что проект по рейтингованию успехов учеников захватил и детей, и родителей, говорят результаты анкет, диагностических замеров. По сравнению с обычным классом ученики контрольного и соображают быстрее, и меньше времени тратят на поиск нужной информации. Одно нехорошо: лентяев, безразличных к учебе детей никакой рейтинг не пробивает. Как не учились, так и не учатся.

В диапазоне оценивания

Отметка и ее отсутствие – самый острый педагогический инструмент. Все эти баллы, диаграммы, звездочки, характеристики диагностируют нас самих. Вопрос только в том, чего хочет учитель, чего он добивается:
«Использую комплексную отметку: ставлю сумму баллов по разным параметрам: за грамотность, за оригинальность идеи, за оформление. Мои ученики привыкли к этой системе, поэтому проявляют себя максимально, зная, что их оценят всесторонне. Это очень важно, ведь есть дети с нарушением фонематического слуха, с отсутствием орфографической зоркости. Такие всегда допускают массу ошибок, и при иной системе они просто погрязнут в двойках».
И наоборот, система оценивания может быть устроена так «объективно», что учеба никому из учеников медом не покажется:
«В нашей школе знания за курс по предмету, который ведется два раза в неделю, оцениваются два раза в год – через полгода. Если предмету посвящен один урок в неделю, выставляется одна оценка за весь год. Учетных оценок – оценок за какую-нибудь важную работу – должно быть как минимум три за курс. Учетные работы проводятся и по физкультуре, и по рисованию, и по психологии, и по музыке. Итоговая оценка за курс – курсовая – выставляется только на основании учетных оценок. Текущие оценки не учитываются, поэтому количество отличников у нас сократилось в два раза, а количество троечников в два раза увеличилось».

Отметка-ярлык-тупик

В самих ярлыках “отличник” или “троечник” заключается ограниченность метода оценивания в баллах. Отметка примитивна и беспомощна, она не может оценить развитие ребенка, его продвижение в освоении предмета. А значит, все, кто принимает ее как единственную оценку, неизбежно поддаются этой логике. Завучи, которые в конце каждой четверти требуют с учителей отчеты по количеству отличников, хорошистов, детей с одной тройкой. Родители, которые спрашивают дома в первую очередь: “Ну что, сколько двоек (троек) нахватал?” Учителя и дети, которые в основном работают «на оценку».
Ну а если восстать? Рассказывает учительница из Волгограда:
«Стремлюсь всеми силами снизить негативное влияние отметок. На уроках русского языка использую «Личные карты учащихся», по ним мы определяем динамику речевого развития. Детьми диагностические уроки воспринимаются спокойно, с интересом, родители относятся к картам с большим вниманием. Однако для меня заполнение карт – титанический труд. Как бы ни было мне трудно, я буду вести эти карты, потому что у детей появилась огромная заинтересованность в учебе».
Вот и выходит, что документ под названием «Нормы оценки знаний учащихся» реальной силы под собой не имеет. Каждый оценивает труд ребенка на свой страх и риск. По своей мерке. Точна ли она? Часто ли подстраивается?

Людмила КОЖУРИНА


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru