Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №83/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

Класс-драма в пяти действиях
Практическая режиссура помогает учителю преодолевать трудные школьные ситуации

Вы молодой учитель, класс вас не слышит, и вы никак не можете успокоить детей. Ученик грубит, а завуч отчитывает тебя при детях как провинившегося школьника. Жаловаться? Выяснять отношения с учеником наедине? Родителей вызывать? Собственный стиль поведения вырабатывается с годами. Может быть, вы научитесь с юмором выходить из любой ситуации, почти никогда не будете кричать на детей.
Мои «инструкции» по театральной технике безопасности принесут пользу тем, кто считает свое душевное равновесие и здоровье главным педагогическим капиталом.

Действенность – главный и основной инструмент в театральном искусстве. Правильно организовать действенный процесс – задача не только режиссера, но и любого учителя. Как спектакль, хороший урок может быть мощным терапевтическим средством, давать учителю и ученику радость, а не головную боль – нужно учиться правильно организовать этот труд.
Значит, на уроке надо заниматься делом и не пытаться выяснять отношения с учениками. Это совершенно безнадежное дело, борьба все равно будет неравной: выиграют ученики – их много! Пока вы «пресекаете безобразия» и «боретесь за дисциплину», дело (урок, спектакль) стоит, и остальные, ни в чем не провинившиеся, потихоньку «расползаются». Типичное заблуждение: сначала я установлю дисциплину, а потом буду делать дело. На практике это выливается в нудные нотации, которые окончательно это дело и губят.

Внимание. Актера учат удерживать внимание зрителя: можно внезапно крикнуть, и обязательно все посмотрят на тебя. Но если ты будешь продолжать на крике разговаривать, то внимание опять уплывет.
Для мгновенного привлечения внимания можно сделать что-то неожиданное. Одна замечательная учительница рассказывала, что один раз ей пришлось на время уйти с урока. А когда она пришла, все так разбаловались, что даже не заметили ее возвращения. Тогда она вышла и зашла в класс еще раз, громко распевая частушку: «Все бы пела, все бы пела, все бы веселилася, вы, друзья, меня не ждали, ну а я явилася!» Дети от неожиданности замерли, потом засмеялись, а потом урок пошел своим ходом. Учитель почувствовал сиюминутную атмосферу класса и интуитивно нашел нужное действие для привлечения внимания.
Но привлечь внимание проще, чем его удержать. Один из хороших способов удержания внимания зрителя (ученика) – это работа в быстром темпе. В какой момент легче всего рассеивается внимание зрителя в театре? Когда в голову начинают приходить посторонние мысли и все зрители начинают посматривать на часы? Именно в те моменты, когда на сцене ничего не происходит, когда действующие лица спектакля ничего не добиваются друг от друга, ничего не хотят, а просто произносят текст. Так и на уроке: внимание учеников рассеивается, когда учитель упускает темп, когда он внутри себя ничего не хочет, кроме того, чтобы прозвенел поскорее звонок.

Вера в предлагаемые обстоятельства. На учителя, как и на актера, устремлены глаза многих людей, и далеко не все они светятся доброжелательностью и симпатией. Всегда есть страх публичного выступления. Актера учат: вживайся в образ, верь в правду вымысла, все посторонние мысли должны отступить. Только твой герой, логика только его поступков. Преподавателю в этом смысле даже немного легче, круг его предлагаемых обстоятельств ограничен школьным уроком. Одна молодая учительница мне говорит: «Ненавижу этот класс, всех дураков собрали, невозможно работать!» Говоря эти злые слова, она выстраивает для себя определенные предлагаемые обстоятельства. Верит в них и соответственно в них и работает. Идет в класс, где ее никто не понимает, где отсутствует радость взаимодействия, и дети подспудно готовы ее изводить. Результатом такого урока может стать не только головная боль педагога, но и серьезный стресс.
Предлагаемые обстоятельства можно и нужно было понять по-другому: в классе нет дружеских взаимоотношений, есть несколько отрицательных лидеров, борющихся за влияние, и большая часть класса участвует в этой борьбе. Да, я иду в класс, где есть определенные проблемы. Эти проблемы я могу не решать и вести обычный урок. Но мне будет лучше, если я попытаюсь принять это, учесть в построении урока, то есть так его организовать, чтобы враждующие группировки рассыпались, а лидеры были нейтрализованы. Например, проведу работу в группах, составленных случайным образом.

Мизансцена урока. Режиссер в процессе постановки спектакля мучается над мизансценами, думает о положении актеров на сцене. Трудно себе представить статичный театр. Но положение и детей, и учителя в классе чаще всего статично, раз и навсегда определено и изменению не подлежит. А между тем положение детей «лицо в спину» не самое удобное для учеников. Вспомните рассказы о древнегреческом Ликее и Академии, где обучение проходило в прогулках или ученики сидели кружком вокруг учителя. Дети не только думают, но и двигаются в процессе этого думания. Почему бы не попробовать это сделать на современном уроке?
Конечно, перемещение детей на уроке лишает учителя его привычного центрального места. Некоторые учителя, может быть, почувствуют себя не в своей тарелке, лишившись «кафедры», с которой так удобно вещать. Но если ваши ученики начнут на уроке действовать активнее, начнут проявлять инициативу, а вы им будете в этом помогать, оставаясь при этом в тени, то именно тогда вы станете настоящим режиссером урока, ведь режиссер не тот, кто много говорит о своих замыслах, а тот, кто умеет осуществить их с помощью актеров.
Но кто, восторженно наблюдая за актерами на хорошем спектакле, вспоминает режиссера? Только истинные ценители.

Урок – искусство коллективное. Как и театр. Нужно дать возможность детям проиграть интересные роли в процессе общения на уроке. Все равно на уроке полным ходом идет неформальное общение! Даже у самого авторитарного учителя дети умудряются выстраивать свою «тайную жизнь». Обмениваются записками, болтают за спиной педагога. Так что если мы эту тайную жизнь легализуем и общаться на уроке будет можно, мы реализуем театральный принцип коллективности в обучении.
Нас ученые не раз предупреждали: сольная педагогика, как бы она ни была привлекательна и показательна в том смысле, что такие уроки хорошо показывать, мало что дает для развития детей. Устранить себя на уроке и дать возможность действовать ребенку – это высший пилотаж педагогического мастерства. Правда, учителя скажут: «Они ведь ничего не хотят делать! Вот и приходится чуть не плясать перед ними!» В этом и загвоздка. Не умеем сделать так, чтобы дети захотели. Мы говорим страшным голосом: «А сейчас к доске отвечать пойдет… Петров! Ну, посмотрим, посмотрим, что ты у нас дома подготовил…» Даже если задание Петров сделал, такая форма опроса вызывает страх и нежелание отвечать. Рискну предложить такой вариант домашнего опроса по теории. Учитель: «Пожалуйста, встаньте те, кто выполнил домашнее задание, и скажите: “Это я”. Замечательно, больше половины класса. Теперь каждый, кто выполнил, найдет в классе того, кто не выполнил, и сядет с этим человеком за одну парту. За пять минут подготовьте сегодняшнего потенциального двоечника к ответу по теме домашнего задания!» Если выполнивших или невыполнивших домашнюю работу оказалось не поровну, то получатся не пары, а тройки или даже четверки. Потом можно предложить группам обменяться «учениками», с тем чтобы опросить их и оценить ответ.
Конечно, такая организация работы требует определенного навыка, скорости. Еще хорошего настроения, покладистого характера.

Алена НОВГОРОДОВА
Вологда


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru