Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №83/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

В педагогических кругах чрезвычайно популярны концепции образования средствами искусства. Музыка, кино, музей, театр – элементы новой, художественной педагогики. Прекрасная идея: человек учится через собственное участие в создании произведения, через игровое поведение, творческое взаимодействие с другими… Только вот незадача: происходит это чаще на словах, а не на деле.
Театры и студии при школах закрываются или существуют на общественных началах. Предметы эстетического цикла изгоняются из основного образования в дополнительное. А педагоги – художники, музыканты, режиссеры, как правило, не востребованы школами. Хотя именно им известны многие секреты истинного учительско-ученического общения.

Искусство войти в хоровод

У древних много парадоксальных высказываний. Платон, например, считал, что только обучение у кифариста приучает молодых владеть собой, поселяя в душе эвритмию и гармонию. Более того: «Тот, кто не способен участвовать в хороводе, не является по-настоящему образованным человеком». Конечно, ссылка на авторитеты – слабый аргумент. Но разве не о том же свидетельствует повседневная педагогическая практика театральных педагогов?

Ничего специального

Специалисты художественного образования в школу не идут работать – ставки низкие, ответственность большая. Мне, фольклористу, в школе рады: нет проблем ни с помещением, ни с администрацией, только приходите! Я веду факультатив по фольклорному театру, а в первый класс хожу просто так, совсем без оплаты. Мотив один: мне нравится.
Прихожу к детям и обо всем забываю. Мы разыгрываем игры, слушаем фольклорные записи песен, по очереди пытаемся запеть. Тексты на бумаге никогда не пишем. Мастерим. Делаем себе костюмы. Начинаем с поясов: человек обязательно должен быть подпоясанным! Маленькие – косички заплетают, дети постарше плетут в технике дерганья – работа вдвоем. Во время работы я о каком-нибудь народном празднике рассказываю: в какие игры в эти дни играли, что дети делали. Пытаемся воспроизвести. На балалайке, на гармони играем. Время летит. Уже часа два занимаемся, а никто не устал.

Главная роль

В фольклорном театре никто тексты по бумажке не учит. История запоминается со слуха и рассказывается от себя. Всякий раз она немного разная. Ребенок, становясь сказителем, не в роль входит, а еще больше становится собой. Вся эмоциональная аранжировка идет от себя, иначе ничего не получится. Главная роль – Я Сам. Основное действие – интерпретация. Сначала это кажется детям невозможным. Но вот «радость»: человек забыл текст! Напутал так, что дальше действие не идет. Никаких подсказок не даю: придумывайте, говорю, выходите из положения. Однажды такое случилось на выступлении. «Цыган» выезжает на «коне» – два мальчика изображают две части лошади, у которой валенок вместо головы, – представляется, рассказывает о своих похождениях, «конь» демонстрирует умения… И тут «цыган» пропустил целое сюжетное звено, перешел к игре в оленя, в которой должны были участвовать мальчики, изображавшие коня! Но «коню» еще не было причины развалиться! Мне стало страшно. А он без всякой заминки выхватил двоих из зала, повел игру. А что же с «конем»? Он громко фыркнул и прилег на краю сцены!

Два запрета

К святкам сейчас готовимся. Народ в поселке привык к зрелищам, нужны внешние эффекты, но я твердо знаю: нельзя испортить фольклорный материал, нельзя испортить душу ребенка. Псевдонародные песни под фонограмму, клубные псевдокостюмы с блестками – жуть, которая многим греет сердце. Так получается, что народ к народной культуре приходится приучать.
Будет у нас праздник – не спектакль, не театрализованное действие, не знаю, как назвать. Придут дети в костюмах, колядки запоют, играть в детские зимние игры начнут. В «Дударя», в «Сидит олень». И тут ряженые придут, Фома и Ерема да Старик и Старуха. Начнутся фольклорные сцены. Перепалки, репризы, шутки в народных стихах… Простенькое и живое, веселое зрелище. А потом ролевые народные игры «Царь за городом гуляет», «Шел козел дорогою» – они парные, в них можно зазывать зрителей, ставить в хороводы.
Потом будем видеозапись смотреть: «Это я? Ну, мне так больше не суметь!»

Сначала и потом

В первые дни учебного года я надеваю народный костюм, который сама себе сшила по всем правилам традиционного кроя и шитья, и иду в классы, провожу игры. Смотрю, кто как играет: мне важно, испытывают ли дети удовольствие во время игры. Всех приглашаю к себе на занятия, назначаю день и час. Приходят несколько человек, причем совсем не те, кого я заметила. Я их принимаю, снова иду в класс, говорю, кого бы я еще хотела видеть на занятиях. И всегда эти ребята приходят. Получается так, что образуются две группы: одни сразу начинают заниматься, другие смотрят. Наблюдают, запоминают, а через некоторое время решаются участвовать.
Почти все народные игры ориентированы на выбор пары случайным образом. И тут начинается: я не буду стоять с ним (с ней). Шарахаются друг от друга, визжат… уже получили где-то уроки «полового воспитания». «Мы играем!» – говорю я, и это сильно действует: играем же! Берутся за руки, начинают нормально разговаривать, улыбаются друг другу. Ведь по ходу игры надо сымпровизировать общение между собой!
Изначально открытый ребенок – большая редкость. Большинство детей расковываются очень медленно, осторожно. Доверие приходит буквально на цыпочках, а творческое продвижение – вообще непонятно как. Еще вчера он боялся громко говорить, и вдруг сегодня – импровизация, и так к месту, и такая искусная!

Сказки модные, огородные

С первым классом мы только играем. Им нравятся ролевые импровизационные игры.
В пятом мы делаем фонограмму под народные сказки: распределили их по временам года: капель – весна; кузнечики, кудахтанье – лето. Озвучка – народные инструменты, собственные голоса и любые подручные средства. Звуки осени ниже. Мы делаем медведя из картошки, колобка из репы, лису из двух морковок. Зимняя сказка – колокольчики звенят под дугой, едет старик на корзинке и прутике – «лошадь». Старик и баба – самодельные куклы-закрутки.

Надо выступить!

Обычно дети любят выступать. Но бывает так: «А я не хочу выступать. Мне только заниматься нравится». Так говорят сильные, самодостаточные дети. Их очень мало. Как правило, дети нуждаются во внешней оценке, похвале, признании учителей и родителей.
Для чего мы занимаемся? Новое узнаем, учимся многому, общаемся. И хотя мне тоже больше нравится процесс занятий, а не показ работы, мы выступаем, выступаем, выступаем. Это нужно школе, поселковому клубу, районному отделу культуры. Нас оценивают по результату.
Но в наших условиях признать результатом удачное выступление на мероприятии – сущая мелочь. Детям нужен коллектив, дружеская среда, общение со мной и в парах, наша учеба друг у друга и у народной культуры. Дома-то с ними особо и разговаривать некому. Родителей целый день нет дома, большинство уезжают на работу в город, рано встают, поздно возвращаются. Люди раздражены и подавлены... Иногда кто-нибудь из детей на занятиях так разрыдается! Поэтому мы собираемся не по расписанию, а гораздо чаще. Каждый день. Встречаемся и обо всем забываем.

Наталья РАЧКОВА,
руководитель школьного детского фольклорного коллектива
Боголюбово,
Владимирская область

Фото из архива школы


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru