Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №82/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В руках пульт, на экране фильм, дети в виртуальном поиске... А учитель?

Компьютеры постепенно завоевывают свое место в школе: слайды, фильмы, презентации, обучающие программы, распечатка индивидуальных заданий – вся эта почти недоступная раньше роскошь становится обыденным удобством. Многие учителя теперь без компьютера как без рук.
Но вот парадокс: люди, давно занимающиеся преподаванием информатики, заговорили о тех минусах и даже опасностях, которые сопутствуют внедрению информационно-коммуникационных технологий. Компьютер постепенно и незаметно вытесняет учителя-собеседника – реально ли это предсказание? Или оно скорее напоминает сюжет антиутопии?

Шахматы подарили миру такой исторический анекдот. В XIX веке по Европе возили необычный аттракцион – чудо современной мысли, робота-шахматиста. Замысловатое устройство из дерева и железа обыгрывало одного живого шахматиста за другим – Европа капитулировала перед гением технологии. Таинственная механика демонстрировала превосходство над таинством человеческого сознания. Как-то раз в помещении, где проходила очередная партия, запахло дымом. «Пожар! Пожар!» – закричали зрители. Дверца в аппарате распахнулась, и оттуда вынырнул карлик.
Времена меняются, но люди по-прежнему больше доверяют прочным инженерным конструкциям, чем слабому человеку. Учителя в наших школах оказываются в роли карликов, закованных в латы методик, программ, нормативов и новаций: проектная деятельность, презентация, создание сайтов. Компьютеризация минимизирует роль учителя: в руках пульт, на экране фильм, дети в виртуальном поиске, учитель за спиной комментирует.
В нашей школе компьютеры в каждом классе, каждый педагог собирает по своему предмету мультимедиатеку, все чаще дает детям задания, выполнение которых требует знания компьютерных программ. Поэтому два специализированных компьютерных класса – что-то наподобие прежних читальных залов – открыты у нас с утра до позднего вечера.
Между тем учителя будто забывают, что школа вовсе не презентации и сайты производит. Присущая школе и в прежние времена механистичность с приходом компьютеров стала еще более изощренной. Статус школьника теперь определяется не тем, на что он способен, а тем, насколько наворочен его компьютер, насколько хорошо он в нем разбирается, какие новинки успел приобрести. Компьютер – тот же троянский конь. Вот ребенок приносит готовую презентацию. Сам делал? С чьей-то помощью или взял у кого-то напрокат?
Но мы опять спешим на конкурс – за оценкой, за призами… Учитель действует как механизм: надо, надо, надо. Делай. Делай лучше! Но учитель ценен не как машина, а как человек. Со всеми душевными слабостями и духовными преимуществами.

Евгений АРТАНКИН,
учитель информатики


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru