Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №80/2005

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА 
СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ В ИНТЕРНЕТЕ 

Ирина ХОМЕНКО,
кандидат педагогических наук,
доцент, заведующая кафедрой
педагогики и психологии семьи
РГПУ им.А.И.Герцена

Давай так больше не будем, ага?

Как реагировать на «месть» ребенка

Наташа. Я за что-то отругала пятилетнюю дочку. Через некоторое время слышу: зовет меня и просит найти игрушку. Иду к ней с добрым намерением помириться и отыскать пропажу. А она стоит, не помогает, потом с улыбкой раскрывает кулак – в нем игрушка. Во как отомстила. Мне стало так обидно! Честно говоря, эту ситуацию я замяла, так с ней и не поговорила. Что я скажу? Да, тебе удалось меня обмануть, но это плохо?.. Или что я больше не попадусь на твою удочку? Но что-то делать надо было?

Ирина. Первое, что хорошо бы делать в таких ситуациях, – это назвать то чувство, которое у вас появилось. Потом высказать свое отношение к событию: «Знаешь, мне это не нравится», «Я считаю, это нечестным». Но постараться говорить «Я-сообщениями». Умеете? И обязательно объяснить, что произошло и какие могут быть последствия: «Как ты думаешь, смогу ли я тебе верить в дальнейшем?», «А если я так же начну поступать с тобой, тебе это понравится?»
Конечно, нужно выяснить причину вранья. Спросить: «А тебе зачем это было нужно?» «А разве нельзя было по-другому?» Ребенок часто копирует то, что где-то увидел. И пользуется этим долго, так как не знает других способов. Подскажите ему их! И еще. Очень важен заключительный этап обсуждения: примирение, «пожатие рук». То есть любое такое событие нужно заканчивать на доброй ноте. «Давай договоримся, что так больше делать не будем. Ага?»
В общем, самое главное – разъяснить ребенку суть его действий. Для этого, на мой взгляд, нужно: выразить свои чувства: «Я чувствую...», прояснить ситуацию: «Что между нами произошло?», спрогнозировать ситуацию: «Что мы с этим будем делать?» и помириться. Действует эффективно не только в отношениях с детьми, но и со взрослыми.
Однако многие родители и учителя проходят только половину пути – выражают свои чувства или отношение, но... не завершают «разбор полетов» конструктивным образом. А зря. Весь смысл в этом последнем акте. Не забывайте о нем, пожалуйста!

По материалам сайта www.inter-pedagogika.ru


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru