Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №79/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ТАЙНИКИ ПРОФЕССИИ 
 

Вроде бы так естественно для учителя – разговаривать о детях. Это воспринимается как часть его профессиональной деятельности, свидетельство его профессионального развития.
Но как мы это делаем? О детях ли идет речь, когда мы собираемся в учительской или встречаем друг друга в коридоре, полные свежих впечатлений дня – от детских шалостей или чьих-то достижений? Ругая кого-то из детей или восхищаясь кем-то, мы воспринимаем ребенка как часть своей собственной ситуации: один нам ее омрачает, другой делает радужной.
Что прибавляют такие разговоры нашему пониманию конкретного мальчика или девочки? Или только запутывают, помогая выстраивать удобный нам образ ребенка и его семьи? В какой мере мы готовы не ученика обсуждать, а именно – понимать ребенка, входить в его мир, быть там, делиться миром своим, взаимно обогащаясь?
Это очень и очень сложно.
Ирина КАЛЛИСТРАТОВА,
психолог
Нижний Новгород

Ябеда, хулиган, грязнуля...

Навешивать ярлыки легко, только толку от этого никакого

Практикум внимательности

Почему дети часто поступают самым неприятным образом? Хотят навредить, сорвать дисциплину? Или они просто непонятливы? Увы, мотив другой: они напуганы отношением взрослых к своим прежним проступкам. Взрослым ничего не стоит накричать на ребенка не разобравшись, наказать, потом еще десять раз припомнить… Ранимые, совестливые дети начинают действовать молчком, «вызывая огонь на себя». Страх быть наказанным перекрывает другие эмоции, тормозит нравственное развитие человека. Такие дети особенно ценят индивидуальное обращение к ним: раны, нанесенные невниманием взрослых, залечиваются долго.
Два основных правила внимательного отношения к ребенку. Во-первых, не жалеть времени на понимание своих собственных переживаний случившегося и переживаний ребенка. Во-вторых, больше доверять своим чувствам. Слушать внутренний голос. Тогда интуиция подскажет, как вести себя в каждом конкретном случае. Это ведь особая психическая практика, она развивается.

Ни в коем случае

Нельзя провоцировать негативное отношение класса к детям, совершающим проступки. В группе продленного дня для первоклассников ввели запрет: «Не будем говорить о других!» Слишком часто приходилось останавливать оценочные реплики детей относительно других. Дети очень быстро перенимают телеграфный стиль общения учителя на уроках. Учителю вечно не хватает времени разбираться в сути происходящего, он должен быстро наладить дисциплину, поэтому действует жестко. После уроков на детей больно смотреть: целый класс мальчиков и девочек, не задумываясь, наперебой унижают и хлестко оскорбляют друг друга.
Нельзя также прибегать к общим словам. Скрывать свою искренность. Сочинение на тему «Что такое хорошо и что такое плохо» большинство подростков написали, не используя первое лицо. Вместо личных размышлений – абстрактные формулировки. Но один мальчик из двух классов все же держал речь от себя: «Мне плохо, когда я пройду мимо и не помогу женщине снять котенка с дерева… и мне хорошо, когда я это сделаю».
В последнее время много говорят о кризисе морали в нашем обществе. То вдруг вспоминают Домострой и дедовский ремень, то требуют непротивления злу насилием. И не вглядываются в главное – в самих детей. Люди-то теперь уже рождаются другими, готовыми поступать «от себя», без указки. Они умеют и просчитать ситуацию, и прочувствовать ее. В отличие от взрослых.

Знание о себе

Взрослые могут внушать ребенку моральные и этические нормы. Но внушить человеку нравственность никто не может. Нравственность – это знание человека о себе, это непрерывная рефлексия. Это философия. И если взрослый умеет относиться к своей жизни осмысленно и прочувствованно, принимая всю мучительную амбивалентность жизненных ситуаций, он не навредит ребенку, не собьет его с собственной нравственной тропинки.
А пока у нас так: «Этот мальчишка – ябедник и злостный нарушитель дисциплины. Эта девочка – грязнуля, а та – очень невнимательная!» Ярлыки развешиваются легко. В ходу новомодные диагнозы: «синдром дефицита внимания и гиперактивность», «синдром хронического утомления», «школьный невроз», «выученная сформированная беспомощность»... До каких же пор мы будем отсиживаться за ширмами слов? Почему мы не можем сами быть людьми и общаться с детьми по-человечески?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru