РАЗДЕЛИТЕЛЬНАЯ ПОЛОСА
…И хмурый инспектор ГАИ,
улыбнувшись, взял под козырек
…В конце августа мы побывали в
Костромской области, в поселке Вохма. Потом в 56-м
номере газеты вышла статья «В семи километрах от
Рая». Мы писали о том, как местный ветеринарный
врач Владимир Худынцев взялся помогать
интернатам и школам; писали о детях в детдомах, у
которых есть замечательные учителя, но нет книг и
игрушек; писали о школе в селе Лапшино –
построенная в 1844 году, спустя полтора века она
сгорела, и ее восстанавливали всем миром: строили
родители, а учителя пошли на базар, просили у
каждого торговца денег на школу. Все эти истории
приключаются не от бездействия местных властей:
наоборот, глава администрации Вохомского района
всегда помогает образованию. Вот только
возможностей мало: район дальний, люди уезжают за
лучшей жизнью в Шарью и Кострому. Но оставшиеся
не сдаются. «Умирает деревня, больно смотреть», –
говорит Худынцев.
Вся суть в этом – больно смотреть.
Больно смотреть на разор и запустение, на забытые
деревни вдоль дороги. Больно смотреть на яркие
переводные картинки, которые дети в интернате
наклеивают в изголовье кроватей, чтобы они
перестали быть «койкоместами». Больно смотреть,
как виновато разводит руками директор интерната:
пришлось занимать денег, чтобы отвезти ребятишек
в лагерь, а нужно-то было всего несколько тысяч;
как глава администрации рассказывает, что
отправляла детей в Кострому на смотр
самодеятельности за свою зарплату. Больно
смотреть, как директора школ стесняются
старомодных светильников, старых парт, просят,
чтобы не печатали в газете фото. И с гордостью
показывают, что удалось сделать – выкрасить
полы, повесить в спальне хорошие занавески, чтобы
детям стало уютнее, сделать каждому тумбочку,
чтобы было свое, личное пространство, чтобы было
куда положить вещи. Это «больно смотреть»
руководит всеми, кто помогает детям, –
неравнодушными чиновниками, предпринимателями,
учителями.
Но в Вохме есть другая беда, с которой пока не
справиться. Детям нечего положить в красивые
тумбочки, сделанные на Шарьинском СП
«Кроностар». У них почти нет личных вещей:
игрушек и книг.
…Мы везли в Вохму полтора десятка ящиков с
книгами, которые собрали через интернет. Люди
сами приезжали в редакцию, кто-то на машине,
кто-то с рюкзаком или тележкой. Отдавали Собрание
сочинений Гюго, тома Фенимора Купера, детские
стихи, классиков – Толстого, Лермонтова, книги
Быкова и Бакланова о войне, учебники… И все как
один не хотели, чтобы мы записывали их имена. В
конце концов соглашались: пишите просто –
Андрей, Лена, Виктор. А хмурый инспектор ГАИ,
остановивший наш микроавтобус на въезде в
Костромскую область – московские номера,
подозрительные ящики в салоне, – узнав, куда мы
едем и что везем, козырнул и пожелал счастливого
пути.
Сказать, что книгам были рады, значит, не сказать
ничего. Любой учитель знает, как комплектуются
фонды школьных библиотек – в год по чайной ложке.
Зато сияет на полке корешками стотомная серия
классики, акт президентской заботы о детском
чтении, больше похожая на мемориальное надгробие
из-за чрезмерно золоченых букв. В некоторых
школах эти мемориальные книжки даже не выдают
детям, как не снимают с витрины музейные
диковины. А любому читателю, особенно детям,
милее книжки, с которыми можно обращаться
по-свойски: оставить раскрытой на интересном
месте, положить под подушку.
…В октябре мы отправили в Вохму вторую партию
книг. За ней приехал на уазике ветврач Худынцев.
Потом нам прислали по электронной почте
фотографии – ребята сидят в актовом зале, держат
в руках разные книжки – от цветных альмобов по
истории античности до затрепанных томиков
стихов. Как это почти всегда бывает с детскими
фотографиями, лица выдают их смущение. Но книги
они держат не так, как плюшевого медведя,
подсунутого фотографом, а как что-то свое, очень
дорогое.
…Вохомские директора и учителя надеются, что им
удастся найти спонсоров для школ, а главное – для
интерната: пишут проекты, подают заявки на грант.
А пока – благодарят за любую помощь школе, и так
искренне, что становится даже неловко. Так много
делается их трудом, их усилиями, а
государственные власти считают сельскую школу
вторым сортом. Не поддержку обещают, а
реструктуризацию: плохо, дескать, учите, не
вытягиваете на должный уровень. И создается
ощущение, что ведомство уже давно переехало в
какую-то другую страну, где в каждой школе новые
кабинеты, спутниковая тарелка и надежный
автобус. И оттуда обычные сельские школы кажутся
анахронизмом, который лишь обременяет
«бюджетный баланс». У чиновников на такие вещи
глаз наметан. Им смотреть не больно.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|