Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №79/2005

Первая тетрадь. Политика образования


РАЗДЕЛИТЕЛЬНАЯ ПОЛОСА 

Сергей ЛЕБЕДЕВ

…И хмурый инспектор ГАИ, улыбнувшись, взял под козырек

…В конце августа мы побывали в Костромской области, в поселке Вохма. Потом в 56-м номере газеты вышла статья «В семи километрах от Рая». Мы писали о том, как местный ветеринарный врач Владимир Худынцев взялся помогать интернатам и школам; писали о детях в детдомах, у которых есть замечательные учителя, но нет книг и игрушек; писали о школе в селе Лапшино – построенная в 1844 году, спустя полтора века она сгорела, и ее восстанавливали всем миром: строили родители, а учителя пошли на базар, просили у каждого торговца денег на школу. Все эти истории приключаются не от бездействия местных властей: наоборот, глава администрации Вохомского района всегда помогает образованию. Вот только возможностей мало: район дальний, люди уезжают за лучшей жизнью в Шарью и Кострому. Но оставшиеся не сдаются. «Умирает деревня, больно смотреть», – говорит Худынцев.
Вся суть в этом – больно смотреть.
Больно смотреть на разор и запустение, на забытые деревни вдоль дороги. Больно смотреть на яркие переводные картинки, которые дети в интернате наклеивают в изголовье кроватей, чтобы они перестали быть «койкоместами». Больно смотреть, как виновато разводит руками директор интерната: пришлось занимать денег, чтобы отвезти ребятишек в лагерь, а нужно-то было всего несколько тысяч; как глава администрации рассказывает, что отправляла детей в Кострому на смотр самодеятельности за свою зарплату. Больно смотреть, как директора школ стесняются старомодных светильников, старых парт, просят, чтобы не печатали в газете фото. И с гордостью показывают, что удалось сделать – выкрасить полы, повесить в спальне хорошие занавески, чтобы детям стало уютнее, сделать каждому тумбочку, чтобы было свое, личное пространство, чтобы было куда положить вещи. Это «больно смотреть» руководит всеми, кто помогает детям, – неравнодушными чиновниками, предпринимателями, учителями.
Но в Вохме есть другая беда, с которой пока не справиться. Детям нечего положить в красивые тумбочки, сделанные на Шарьинском СП «Кроностар». У них почти нет личных вещей: игрушек и книг.
…Мы везли в Вохму полтора десятка ящиков с книгами, которые собрали через интернет. Люди сами приезжали в редакцию, кто-то на машине, кто-то с рюкзаком или тележкой. Отдавали Собрание сочинений Гюго, тома Фенимора Купера, детские стихи, классиков – Толстого, Лермонтова, книги Быкова и Бакланова о войне, учебники… И все как один не хотели, чтобы мы записывали их имена. В конце концов соглашались: пишите просто – Андрей, Лена, Виктор. А хмурый инспектор ГАИ, остановивший наш микроавтобус на въезде в Костромскую область – московские номера, подозрительные ящики в салоне, – узнав, куда мы едем и что везем, козырнул и пожелал счастливого пути.
Сказать, что книгам были рады, значит, не сказать ничего. Любой учитель знает, как комплектуются фонды школьных библиотек – в год по чайной ложке. Зато сияет на полке корешками стотомная серия классики, акт президентской заботы о детском чтении, больше похожая на мемориальное надгробие из-за чрезмерно золоченых букв. В некоторых школах эти мемориальные книжки даже не выдают детям, как не снимают с витрины музейные диковины. А любому читателю, особенно детям, милее книжки, с которыми можно обращаться по-свойски: оставить раскрытой на интересном месте, положить под подушку.
…В октябре мы отправили в Вохму вторую партию книг. За ней приехал на уазике ветврач Худынцев. Потом нам прислали по электронной почте фотографии – ребята сидят в актовом зале, держат в руках разные книжки – от цветных альмобов по истории античности до затрепанных томиков стихов. Как это почти всегда бывает с детскими фотографиями, лица выдают их смущение. Но книги они держат не так, как плюшевого медведя, подсунутого фотографом, а как что-то свое, очень дорогое.
…Вохомские директора и учителя надеются, что им удастся найти спонсоров для школ, а главное – для интерната: пишут проекты, подают заявки на грант. А пока – благодарят за любую помощь школе, и так искренне, что становится даже неловко. Так много делается их трудом, их усилиями, а государственные власти считают сельскую школу вторым сортом. Не поддержку обещают, а реструктуризацию: плохо, дескать, учите, не вытягиваете на должный уровень. И создается ощущение, что ведомство уже давно переехало в какую-то другую страну, где в каждой школе новые кабинеты, спутниковая тарелка и надежный автобус. И оттуда обычные сельские школы кажутся анахронизмом, который лишь обременяет «бюджетный баланс». У чиновников на такие вещи глаз наметан. Им смотреть не больно.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru