Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №78/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ № 90 
 

Вера ФАНЫГИНА,
учитель информатики школы № 943 г. Москвы

От личных страниц – до общих тем

Конструктор школьных сайтов. Самоучитель.

Конструктор школьных сайтов. Самоучитель.
– М.: Е-Паблиш, 2005.
Конструктор школьных сайтов. CD-ROM.
– М.: Е-Паблиш, 2005

В состав курса «Информатика и информационные технологии» давно уже вошел модуль «Коммуникационные технологии». В содержание модуля входят так называемые WWW-технологии, основу которых составляет язык HTML – язык гипертекстовой разметки. (Документ, составленный на этом языке, может содержать слова, предложения или изображения, являющиеся ссылками на место в этом же документе или на новый документ. WEB-сайты – это документы, составленные с использованием WWW-технологий и размещенные в глобальной Сети интернет.)
Изучение языка HTML и создание интересных WEB-сайтов с его помощью требует достаточного количества учебных часов. В рамках часов, отводимых на изучение модуля «Коммуникационные технологии», удается только познакомить учащихся с основами HTML, создать небольшой сайт. Дальнейшее изучение WWW-технологий и работа по созданию собственных многостраничных сайтов с хорошим дизайном, фотоальбомами и многим другим переносится в блок дополнительного образования. А это означает, что резко сокращается количество учащихся, которые будут продолжать работу по созданию сайтов. Сложности, связанные с обновлением сайтов, сменой дизайна, также не увеличивают заинтересованность ребят.
Хорошим решением проблемы привлечения широкого круга учащихся к созданию сайтов может стать, как показал наш опыт, программа «Конструктор школьных сайтов». Конструктор позволяет создавать сайты за минимальное время, быстро изменять их дизайн и структуру, размещать много информации, в том числе фотографии, рисунки, анимацию. Все это можно делать, не изучая язык HTML. Таким образом, внимание уделяется идее создания web-страниц, вопросам дизайна и содержания.
На диске, кроме «Конструктора школьных сайтов», находится большой набор программного обеспечения, в том числе электронные учебные курсы в формате web-страниц, библиотека графических изображений и фотографий, несколько полезных приложений с открытой лицензией (звуковой редактор, редактор 3D-графики и т.д.). Ограничения на количество установок «Конструктора» нет, поэтому можно установить программу на несколько компьютеров – на все компьютеры класса.
Начинается изучение конструктора с курса «Художественные особенности компьютерного дизайна», где предлагаются основы web-дизайна и технология построения сайта. Курс помимо текстов и иллюстраций включает анимационные озвученные фильмы: «Советы начинающему web-дизайнеру», «Основы формальной композиции. Пространство. Равновесие. Перспектива. Свет – тень. Цвет», «Технология создания сайта», «План сайта. Подготовка текстовой и визуальной информации», «Структура страниц сайта», «Навигация по сайту», «Дизайн страниц сайта», «Художественное конструирование». Этот курс учащиеся могут изучать самостоятельно, учитель лишь управляет процессом. Трудно переоценить удобство такого обучения. В нашем случае на знакомство с курсом был отведен урок. Желающие смогли записать этот курс на свою дискету или компакт-диск.
После знакомства с электронными курсами о web-дизайне и технологии создания сайтов учащиеся начинают освоение программы «Конструктор сайтов». Интерфейс этой программы удобный и наглядный, поэтому его освоение не занимает много времени. Окно программы содержит горизонтальное меню функций «Конструктора сайтов», две панели инструментов, окно карты сайта и окно самого проекта – будущего сайта. Основные моменты работы по созданию сайта: создание папки проекта; выбор дизайна сайта; создание страниц сайта с заголовками; набор и форматирование текста на страницах; вставка иллюстраций и фотографий; конвертация в формат HTML; просмотр сайта через программу Internet Explorer.
Первым проектом разумно сделать проект создания личного сайта каждого учащегося. Структура сайта должна быть несложной: включать личную страницу, страницу о своей семье и страницу о своих друзьях. Выбор дизайна из набора встроенных шаблонов, создание страниц и их заголовков, набор небольших текстов и их редактирование – все это не занимает много времени. Затем предлагается освоить размещение фотографий и иллюстраций. Уже в конце первого урока нажатием одной кнопки на панели «Конструктора сайтов» проект можно конвертировать в формат HTML и автоматически загружать для просмотра в браузер Internet Explorer. Когда ребята видят свой сайт, созданный буквально за 25–30 минут, то, конечно, это их очень впечатляет и мотивирует.
Важно, что «Конструктор сайтов» предоставляет возможности разнообразить дизайн сайта: изменять фон заголовка сайта, фон страницы, используя рисунки и фотографии. По желанию фон заголовка сайта может быть разным на любой странице или быть общим для всего сайта. Такие возможности придает сайту индивидуальность, даже если использован шаблон дизайна. Кроме того, в заголовок сайта можно поместить рисунки и фотографии. Среди шаблонов дизайна можно выбрать шаблон, оставляющий поля за страницами сайта. Набор рисунков для фона можно взять с открытых для скачивания сайтов в интернете, кроме того, большая библиотека красивых рисунков и фотографий поступает вместе с диском «Конструктора сайтов».
Фотоальбом – это одна из самых ярких страниц сайта, которая может усилить акцент тематики сайта. В «Конструкторе школьных сайтов» для этого существует специальный тип страниц, на которых задается количество фотографий в ряду, определенное расположение подписей. Добавление блока для размещения фотографий осуществляется простым нажатием кнопки на панели инструментов. Тематических страниц-фотоальбомов может быть много.
«Конструктор сайтов» предоставляет широкие возможности для работы с текстом. В него включено форматирование текста (тип шрифта, размер, начертание, цвет). Можно выбрать фон для определенного слова или строки. Наличие шести стилей позволяет расставить логические и визуальные акценты. Буфер обмена позволяет не только перемещать и копировать текст внутри страницы, но и использовать информацию из текстовых документов, электронных таблиц. Наши учащиеся приносили свои рефераты, заметки, информацию из интернета и через буфер обмена наполняли страницы сайта информацией. Тексты песен, турнирные таблицы, фотографии родных, друзей, кумиров и многое другое легко попадало на страницы сайтов. Возможности вставки анимированной графики, звуковых и видеофайлов разнообразили создание сайтов. Появились страницы с флэш-играми, анимированные персонажи украшали личные страницы. Фоновый звук позволил учащимся либо использовать музыкальные фрагменты, либо создать свое голосовое сопровождение. Возможность размещения страниц «Новости» делали сайт более обжитым, обновляемым.
Важно, чтобы содержание сайтов ребят не было бесконтрольным: учитель должен строго следить за тем, чтобы соблюдались этические и правовые нормы. На наших уроках не разрешалось использовать молодежный сленг, необходимо было указывать ссылки на сайты-источники в Сети интернет. Многие ребята приходили после уроков, чтобы завершить работу над своим сайтом. А некоторые взяли «Конструктор сайтов» и установили у себя дома, а в школу приносили уже готовые работы.
На наших уроках сайты учащихся пополнились бегущей строкой, плывущим фоном за страницей, ведь «Конструктор» обладает возможностью внедрения скриптов в сайт. Для этого на странице размещается элемент «Счетчик», в который вставляется текст скрипта. Скрипт – это небольшая программа, которая включается в коды сайта на HTML и делает сайт более активным. Скрипты могут содержать интерактивные элементы, например, гостевую книгу, счетчики посещений, опросы и т.п. Есть скрипты, которые добавляют рисунки к курсору экрана, выводят текущее время и делают многое другое. Скрипты могут создавать сами учащиеся, если они владеют определенными навыками, или их можно найти в интернете, где они предлагаются бесплатно.
В «Конструкторе школьных сайтов» существует возможность размещать гиперссылки. Таким образом, на страницы вставляются фильмы, звук, презентации, переходы на страницы своего сайта или вызов других сайтов Сети. Многие учащиеся размещали на своих страницах ссылки-приглашения на сайты их кумиров или на сайты спортивной тематики. Другая, тоже интересная, возможность «Конструктора» – создание гиперссылки на сайт в интернете в виде кнопки меню, эту возможность мы использовали в школьном сайте. У школьного сайта и сайта творческих работ учащихся разные независимые администраторы, сопровождающие сайт.
Когда учащиеся создали свои сайты на основе «Конструктора сайтов», то некоторые работы мы решили объединить в один сайт. Для этого воспользовались программой объединения проектов, поставляемой вместе с «Конструктором сайтов». Полученный проект дополнили описанием, придумали общий дизайн. После конвертации в формат HTML, осуществленной в том же «Конструкторе сайтов», мы разместили полученный сайт в интернете.
Вместе с программным комплексом «Конструктором сайтов» предоставляется дисковое пространство провайдера размером 300 Мгб и авторизованный доступ для создания сайтов. Количество сайтов вполне удовлетворяет запросы школы: пять сайтов третьего уровня и 50 сайтов четвертого уровня. При создании каждому сайту присваиваются имя и пароль для его администрирования. В состав «Конструктора» входит модуль – FTP-клиент, вызываемый нажатием кнопки. После ввода административного имени и пароля осуществляется перенос всех файлов сайта на компьютер провайдера.
Некоторые учащиеся создавали сайты, используя собственное оформление. Такие сайты, входя в объединенный проект, потеряют индивидуальность, то есть приобретут общий дизайн. Поэтому использовалась другая возможность «Конструктора сайтов». Сайты с индивидуальным дизайном размещались в интернете FTP-клиентом по тому же административному заходу, но под индивидуальный проект указывалась отдельная папка. В меню сайта вставлялась кнопка-ссылка на этот проект. Администратор сайта может вносить изменения либо в объединенный проект, либо в индивидуальный. Обновление сайта осуществляется только в части внесенных изменений.
Простота создания сайта, красочность страниц и заголовков увлекла ребят. Юноши стали создавать «музыкальные», «футбольные» и «автомобильные» сайты. Девушки развивали личные страницы, писали о своих увлечениях. Тем учащимся, которые хотят самостоятельно сопровождать свой сайт, можно выдать отдельные административные заходы. Тогда их сайты будут иметь свои интернет-адреса, а в меню общего сайта включаются кнопки-ссылки на эти сайты.
Сайт нашей школы, созданный в «Конструкторе школьных сайтов», находится по адресу: http://www.sch943.edusite.ru . Сайт наших учащихся расположен по адресу http://www.ourgirl.edusite.ru  На него можно зайти и со странички «Творческая лаборатория» школьного сайта.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru