Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №78/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ № 90 
 

Владимир СЕВРЮГИН

Риски новых технологий

Успех информатизации зависит от морального состояния учителя

Весной этого года стартовал проект «Информатизация системы образования» – уже третий федеральный проект по внедрению информационно-коммуникационных технологий в среднюю школу. Проект предполагает создание учебных материалов нового поколения (об этом компоненте проекта читайте в приложении «Учебники» №89), профессиональное развитие педагогов в области применения ИКТ для целей образования, создание системы межшкольных методических центров. Какие сложности и опасности таит в себе очередной этап информатизации? Представляем вашему вниманию анализ уже осуществившихся и возможных рисков информатизации.

Говоря о трудностях внедрения ИКТ в российском образовании, необходимо заметить прежде всего, что отсутствует широкий общественный консенсус (единое понимание) относительно роли ИКТ и их значимости в образовательной сфере. Существует риск того, что более консервативные учителя, методисты или семьи будут сопротивляться использованию ИКТ в школах. Необходимо обеспечить поддержку проекта со стороны профессиональных кругов и общественности, также необходимо организовать широкое участие всех заинтересованных сторон (учащихся, родителей, школьных советов, учителей, деловых кругов) в обсуждении и реализации деятельности по проекту.
Вопрос применения ИКТ в образовании может быть сведен к чисто узким техническим проблемам (создание и оснащение межшкольных методических центров, обеспечение доступа к электронным материалам, тестирование и т.д.), игнорируя более глубокие педагогические проблемы вокруг образования. Однако дизайн проекта в этом отношении идет намного дальше. Проект окажет поддержку в обучении студентов и в повышении квалификации учителей, учитывая их различающуюся профессиональную ориентацию. В ходе проекта предполагается активное привлечение учителей-предметников как к разработке электронных учебных материалов, так и к подготовке методических материалов для педагогов. Разработка электронных материалов и учебных программ для педагогов будет основываться на важнейших современных психологических и педагогических теориях обучения.
По мере подключения школ к интернету возникает проблема долгосрочного устойчивого функционирования, так как некоторые школы могут оказаться не в состоянии платить за постоянное подключение к Сети интернет. Для выполнения функций технического сопровождения и совершенствования аппаратных средств школы с ограниченными ресурсами, возможно, будут пытаться покрыть затраты за счет родителей, что может увеличить риск социальной напряженности и конфликтов между школой и семьями, между богатыми и бедными школами. Данная проблема может быть более значительной скорее для небольших, чем для крупных школ. Существующие механизмы финансирования Правительства Российской Федерации учитывают размер школ и другие критерии при выделении средств.
Основные заинтересованные организации, участвующие в проекте, возможно, не имеют достаточного понимания современной практики в области дистанционного образования, что может повлечь ненадлежащее использование электронных учебных материалов, например, для заочных курсов. Последствия в результате ненадлежащего использования электронных учебных материалов для общества могут быть весьма значительными. Проект предполагает решать эту проблему путем обучения как учителей, так и работников управления образованием в области надлежащего использования электронных учебных материалов в современном дистанционном образовании.
В результате проекта разрыв в уровне информатизации скорее увеличится, чем сократится, – возможно увеличение родительских взносов, усиление различий между городскими и сельскими школами, ориентация только на те районы, которые уже достаточно хорошо обслуживаются телекоммуникационной отраслью. Для решения этих потенциальных проблем в рамках проекта будет обеспечено оптимальное расположение межшкольных методических центров в стратегически значимых местах, исходя из географических и социально-экономических факторов. Межшкольные методические центры будут располагаться оптимально, чтобы максимизировать их общую эффективность и обеспечить поддержку как отстающим, так и передовым школам (т.е. чтобы существующими межшкольными методическими центрами обеспечивался необходимый охват). Транспортная и телекоммуникационная инфраструктура также представляют собой факторы, которые повлияют на оптимальное размещение межшкольных центров.
Существует риск, что прошедшие обучение педагоги покинут систему образования в поисках более привлекательной работы в частном секторе. Это вызывает обеспокоенность, учитывая цели проекта по усовершенствованию работы учителей и использование ИКТ в практике обучения, а также по привлечению новых категорий кадров. Существующая зарплата, по-видимому, не является адекватной для привлечения и сохранения кадров, которые приобрели подобные навыки, востребованные на рынке. С 1989-го по 2000 год средняя заработная плата в российском образовании сократилась с 70% от национальной средней заработной платы до 56%. Заработная плата учителей является низкой не только в сравнении со специалистами в области ИКТ, работающими в частном секторе, но и с другими наемными работниками в частном секторе, которые применяют навыки ИКТ. В результате указанных тенденций пострадал моральный дух учителей. Например, в ходе исследования PISA был разработан индекс морального состояния учителей, основанный на том, в какой степени респонденты соглашались с четырьмя утверждениями, характеризующими моральное состояние их кадров: «Моральное состояние учителей в данной школе высокое»; «Учителя работают с энтузиазмом»; «Учителя гордятся работой в данной школе»; «Учителя высоко ценят академические достижения». Мнение российских респондентов о моральном состоянии учителей было более негативным, чем в среднем по ОЭСР (хотя и не таким негативным, как в некоторых других странах с переходной экономикой). Низкое моральное состояние представителей учительской профессии отражается в низкой доле (относительно других стран) молодых учителей в малой доле учителей старшего возраста в школах. Соответственно повышение заработной платы учителей в любом случае необходимо, чтобы решить проблему низкого морального состояния и устранить связанные с ним демографические искажения в данной профессии.
Возможности для дополнительного финансирования, направленного на повышение заработной платы учителей, определяются темпами прироста ВВП, долей государственных доходов и соответственно расходов в ВВП, долей расходов на образование в государственном бюджете, числом учителей. Учитывая предполагаемый темп повышения заработной платы вне образовательного сектора, это может оказаться недостаточным, чтобы дать возможность системе образования сохранять учителей нового типа. Соответственно необходимо на местном уровне разработать гибкие способы привлечения и закрепления кадров, обладающих навыками ИКТ. Следует поощрять предоставление платных консультационных услуг подобными кадрами, в том числе разработку учебных материалов для межшкольных методических центров и для школ.
Для решения этой потенциальной проблемы проект сформирует более привлекательные условия для учителей, в частности, в рамках новой схемы учителям будет оплачиваться консультационная работа как для государственного, так и для частного сектора; предполагается привлечь спонсорскую помощь со стороны частного сектора, чтобы обученные педагоги смогли повысить свой доход, не оставляя сферу образования. Внедрение этой комбинации создаст возможности для формирования конкурентного пакета для прошедших обучение педагогов с целью закрепить их в сфере образования.
Индекс морального состояния учителей. Россия и некоторые страны с переходной экономикой в сравнении со средним показателем по ОЭСР, 2000 год

 

Индекс

Венгрия
Россия
Чешская Республика
Латвия
Польша

+ 0,27
– 0,15
– 0,29
– 0,47
– 0,53

Примечание: индексы характеризуют степень отклонения ответов учащихся от среднего показателя по ОЭСР (стандартное значение составляет ноль, стандартное отклонение = единице).
По материалам «Документа Всемирного банка
об оценке проекта о предоставлении займа Российской Федерации
в размере 130 млн долларов США для реализации первого этапа проекта
«Информатизация системы образования» –
поддержка Концепции модернизации российского образования»
(Департамент социальных программ региона Европы и Центральной Азии).

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru