Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №76/2005

Первая тетрадь. Политика образования

ДОКУМЕНТЫ № 120 
 

На вопросы отвечал экономист
Владимир МАЛЮТИН

Наши консультации

В нашей школе работают два учителя, педагогический стаж которых прерван службой в армии по призыву. На сегодняшний день их стаж составляет более 25 лет, а в назначении льготной пенсии им отказано. Из ответа в газете «Документы» № 117 на вопрос о службе в армии мы поняли, что с ними поступили неправильно. Разъясните, пожалуйста.

Трудно отвечать на вопрос, который сформулирован недостаточно ясно. Как обосновывают отказ в Пенсионном фонде? В нашем ответе, на который вы ссылаетесь, сказано о нескольких основаниях для реализации права досрочного (льготного) выхода на трудовую пенсию. Там не только правила подсчета стажа: два дня работы за день службы. Используется еще непрерывность работы: служба в армии должна непосредственно следовать за педагогической работой и непосредственно ею продолжаться. Обратите внимание на эти обстоятельства, на дополнительные законодательные и подзаконные документы. Лишь при учете всех данных можно говорить о том, справедливо ли поступила администрация. Справедливо – это значит по закону; нарушен закон хоть в малом – несправедливо.
И еще одно замечание: мы каждый раз просим не писать групповых писем: от имени группы товарищей, в интересах группы ущемленных в правах. Как правило, в таких письмах ясности меньше. Например, написано: «…их стаж составляет более 25 лет». Это на каждого или в сумме? И совсем не в том дело, что к таким письмам напрашивается юмористический комментарий: пошутить можно и по другому поводу. Просто из этого примера видно, что вопросы каждого человека могут быть только индивидуальными и конкретными. Благодарим вас за интерес к нашей газете и внимательное чтение ответов на вопросы наших читателей.

В Примерном положении о библиотеке образовательного учреждения, утвержденном Министерством образования 10 февраля 2004 г., указано, что работники библиотеки имеют право на дополнительный оплачиваемый отпуск в соответствии с коллективным договором или иными локальными актами. Объясните, пожалуйста, из какого фонда руководитель образовательного учреждения может оплачивать дополнительный отпуск библиотекарю? Возможна ли оплата из фонда напряженности (надтарифный фонд)?

Нет, из надтарифного фонда и из любого другого специализированного фонда оплату отпуска производить не следует. Поскольку библиотекари имеют право на дополнительный отпуск, то администрация обязана учесть оплату этого отпуска в ежегодно утверждаемой смете. Надтарифный фонд, как известно, предназначен для оплаты дополнительных обязанностей педагогических работников (классное руководство, проверка тетрадей и т.п.). Для оплаты отпусков в смете расходов ведется специальный раздел, смета утверждается до начала текущего финансового года, и всем экономистам и бухгалтерам известен и порядок составления смет, и состав расходов в ней. Что касается источников средств, то это главным образом средства учредителя (бюджета), а в определенных случаях внебюджетные средства. Но в любом случае в смете должны быть утверждены и источники поступления и назначение денег.

При составлении штатного расписания с работниками городского комитета по финансам, налоговой и кредитной политике обнаружились расхождения в размерах устанавливаемых тарифов. (Ссылки на мнение консультанта, уважаемого работника Министерства образования и науки, финансистов не убеждают.) Возникает даже вопрос: насколько правомерны консультации, публикующиеся (вероятно, «публикуемые». – В.М.) в периодических изданиях – «Вестник образования России» и «Справочник руководителя ОУ»? Разъясните, пожалуйста.

Сначала попробую ответить на общий вопрос, тем более что к «сомнительным» изданиям может быть отнесено и наше приложение «Документы». На самом деле мы неоднократно писали, что наши консультации не заменяют нормативных документов: на них не следует ссылаться как на приказы, инструкции, нормативы. Наша задача в том, чтобы указать читателю, где можно найти необходимый документ, а можно ли содержащуюся в документе информацию использовать в конкретном случае – решает сам пользователь. В рассматриваемом случае – директор учреждения образования или его учредитель. Думается, что так оценивают ситуацию и в упомянутых изданиях. Со своей стороны скажу, что В.Д.Соколова, чьи советы явились, как сказано в письме, предметом спора, – высококвалифицированный специалист, и ее советы, безусловно, правильные, но и прочитать их надо правильно. Речь должна идти не просто о наименованиях должностей работников, а о содержании их работы. Один сторож в смену может работать как старший по смене и таким образом выполнять «обязанности по 2 разряду ТКХ», но следует указать его обязанности, соответствующие второму разряду. Что он должен делать: караулить территорию и облаивать прохожих? Но это функции сторожевой собаки, а не начальника смены. Сможет ли он оказать содействие работникам правоохранительных органов или пожарным при необходимости, владеет ли информацией о состоянии средств наблюдения, тревожной сигнализации и работоспособности средств связи и пожаротушения? То же самое относится и к другим спорным вопросам. Вообще если руководитель учреждения выяснит содержание работ, поручаемых тем или иным работникам, он сможет понять, нужны ли эти работники в штате, возможно ли эту работу поручить сторонней организации и сумеет ли отстоять свое мнение перед любыми финансистами и контролерами. Что касается вопроса, можно ли название «рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий» изменить на название «электрик» и о разрядах работ электриков, то имеются общероссийские квалификационные требования, по которым может быть (с участием профсоюзной инспекции труда) охарактеризовано каждое рабочее место. Тарификация работника в одном учреждении не зависит от того, как он тарифицирован в другом.

Если в школе (лицее, гимназии) трудится заслуженный артист или заслуженный работник культуры, то разве его звание менее почетно, чем заслуженный учитель? Его оплата должна осуществляться по высшей категории. Иначе почему он заслуженный? Я думаю, что этому званию соответствует только высшая категория, а разряд даже не 14-й, а 15-й, не так ли?

Трудно ответить на ваш вопрос просто. Сначала надо выяснить, чем занимается в лицее, гимназии (в школе) заслуженный артист. Если он ведет педагогическую работу, то работникам образования по действующему положению в зависимости от квалификации и стажа работы устанавливается для оплаты труда разряд от 1-го до 18-го (учителю – от 7-го до 15-го). При этом оплату труда работников, имеющих звания «Заслуженный работник культуры», «Заслуженный деятель искусств», «Народный артист», «Заслуженный артист» и другие почетные звания, ученую степень кандидата наук, соответствующие профилю выполняемой работы, установлено производить на разряд выше по сравнению с разрядом, установленным этим работникам в соответствии с тарифно-квалификационными требованиями. Это если заслуженный артист ведет уроки. Если он руководит кружком (или народным театром), он может быть квалифицирован как педагог дополнительного образования, а педагогу дополнительного образования педагогический (специальный) стаж учитывается только при работе в учреждении дополнительного образования.
Таким образом, ваше предложение уже учтено в действующей системе оплаты педагогических работников учреждений образования. С другой стороны, не следовало бы так выделять из всех имеющих звание «заслуженный» именно артистов. Следовало бы сначала выяснить, чем он это звание заслужил. Говорят, даже в армии ордена дают «за заслугу, выслугу и обслугу», а не только за боевые подвиги.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru