ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
МЕРИДИАН
Дети, которые сегодня учатся в школе Френе
|
Во Франции прошел 47-й
Международный конгресс педагогов, увлеченных
идеями Селестена Френе. Участвовали в нем и
российские учителя. Правда, было их на конгрессе,
к сожалению, немного. Из Саратова и из Москвы. Имя
Френе не столь известно у нас, как имена других
реформаторов школы – таких как Монтессори или
Штайнер... А между тем педагогика Френе не требует
дорогостоящих материалов, немедленной отмены
классно-урочной системы и обязательной
программы. Она вполне применима в обычной школе,
поскольку предполагает массу вариантов, целый
спектр возможностей. А учитель сам выбирает меру
допустимого, ту степень свободы, к которой он
готов именно сегодня.
На открытии конгресса Катрин Шабрун, президент
Института современной школы, сказала:
– В начале ХХ века Френе поразился тому, как мало
людей видят сложность и противоречивость мира. И
понял, что только образование, которое соединяет
знания и человека в процессе живой деятельности,
может дать понимание этой противоречивости. А
значит, и возможность осознанно строить свою
жизнь и наш мир.
События последних дней, погромы в мирных
французских провинциях, бессмысленная агрессия
толпы молодых людей, направленная в первую
очередь, что показательно, против школьных
автобусов, зданий, библиотек, заставили и самих
французов, и весь мир снова задуматься о роли
образования в поддержании хотя бы
относительного порядка.
На конгрессе прозвучала цифра – во Франции 3
тысячи педагогов считают себя продолжателями
идей Френе. Но большинство по-прежнему уверено,
что единые нормы необходимы детям. Не их ли
выпускники жестоко и решительно заявили сегодня
о своем нежелании быть как все, мириться с
беспросветным существованием. И одновременно –
о своем неумении добиваться цели
цивилизованными методами, принимать
ответственные решения. Вероятно, французская
школа учтет это заявление. Остальным, наверное,
лучше учиться на чужих ошибках.
Анри ЛАНДРУА
перевод с французского Р. КУРБАТОВА
В пространстве класса
Работа учителя в системе Френе
строится на общих принципах, а не на одинаковых
для всех методических приемах
Постараемся понять, как организована
здесь работа. Маленькое уточнение: идеального
класса Френе не существует. Можно увидеть лишь
классы, где применяются те или иные техники. И все
же класс Френе не перепутаешь с обычным.
Проекты
Тема, над которой будет работать группа,
предлагается учителем или самими учениками. Из
всех предложений выбирается одно, составляется
план, уточняется содержание и определяется время
на выполнение проекта. Работа выполняется всеми
детьми сообща; преподаватель, будучи гарантом
выполнения принятых решений, при необходимости
дает импульсы к работе и подпитывает детский
интерес. Некоторые виды работ проходят в
маленьких группах (при этом нарушается единство
класса) или в командах (в этом случае четко
распределена ответственность между членами
группы).
Каждый ученик имеет возможность работать над
собственным проектом. Получив свободу, он, к
примеру, захочет вести исследование любовных
отношений у гиппопотамов. Однако если его проект
вступит в противоречие с интересами группы,
придется считаться с мнением коллектива. Вдруг
кого-то охватит желание перекрасить все стулья в
красный цвет – вопрос будет обсуждаться на
совете класса.
Обычно ученик занят темой, которая ему интересна,
или темой, в которой у него есть проблемы, и
потому он понимает необходимость дополнительной
работы. Для этого у него всегда есть под рукой
необходимые материалы: работы других учеников,
книги, учебники.
Групповая и индивидуальная работа
уравновешивают друг друга: некоторые понятия
лучше осваивать в группе, другие –
самостоятельно. Иногда приходится сдерживать
стремление к чрезмерной индивидуализации: даже
если ребенок сверхсамостоятелен, нельзя лишать
его возможности работать сообща. Как и во всем
остальном, здесь важна мера.
Власть детей
В классах Френе многие полномочия
переданы ученикам. Однако учитель остается
хозяином положения: это он определяет правила
игры и границы передаваемых полномочий. А еще
педагог старается объяснять необходимость этих
границ. И если ученики уже освоили пространство
свободы, определенное общественным соглашением,
учитель может смело заявить о ненужности и
бессмысленности того или иного внешнего
ограничения.
Все самое важное происходит на советах класса –
таков закон. Ученики знают, что на советах можно
принимать любые решения, касающиеся их жизни.
Учитель стремится передать управление советом
(ведение собрания, протокол) самим ученикам –
если, конечно, они в силу возраста способны
выполнять подобные задачи.
Все, что происходит внутри класса, имеет выход во
внешнюю жизнь. Дети переписываются с учениками
других школ или со взрослыми; класс выходит за
пределы школы, организуются экскурсии,
приглашаются в гости люди, которые могут
рассказать что-то полезное, поделиться жизненным
опытом.
“Познание на ощупь”
Приветствуется и поддерживается
исследовательская работа: коллективная,
групповая, индивидуальная. Причем ответы на
вопросы ищут не только в книгах – используются
аудиозаписи и видеофильмы. Можно обратиться и
непосредственно к какому-то человеку. Например,
чтобы понять, как функционирует почта, лучше
поговорить с почтальоном, чем прочитать книгу на
эту тему.
Всем понятно (и учитель должен говорить об этом
четко и ясно), что сегодня никто не может знать
все. Следовательно, ценностью являются не знания
сами по себе, а умение их получать, умение
работать. Именно поэтому класс (или школа) должен
быть оснащен библиотекой – это информационный
центр, где дети учатся искать нужную информацию и
правильно пользоваться ею. Особое значение имеет
принцип “познания на ощупь” – он определяет всю
учебную работу: минимум уроков “ех cathedra” –
много экспериментов, измерений, сравнений,
обсуждений, поисков нехоженых троп.
Учитель ждет от детей свободного выражения
чувств и мыслей, а не повторения заученных
штампов. Он не вывешивает на стену таблицу с
правилами (что, впрочем, не исключает ее
использования в случае необходимости), он
предлагает совершить собственное восхождение к
правилам. Смысл работы в том, чтобы преодолеть
скованность и выразить свои чувства и мысли –
через рисунок, движение, театр, музыку, письмо.
Серьезная программа!
Объединение усилий
И еще один важный принцип, возможно,
самый трудный на практике: учитель должен
устанавливать правила и порядки, которые
поддерживают дух сотрудничества, а не дух
соревнования между учениками. Педагог осознает,
что идет против течения – слишком многое в
обществе подчинено принципу соревновательности:
мнение родителей, телевизионные новости,
спортивные таблицы, Тур де Франс, Конкурс
королевы Елизаветы… Столкновение с
доминирующими в обществе принципами неизбежно.
Но идея сотрудничества сегодня более
дальновидна, чем идея соревнования, и все больше
людей начинают это понимать.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|