Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №75/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
СВОЕ ПРОСТРАНСТВО

Лабиринты ушедшего детства
Центр Мейерхольда познакомил публику с художественными фантазиями Тадеуша Кантора

Недавно в Центре Мейерхольда можно было наконец-то увидеть – в видеозаписях и спустя полтора десятилетия после смерти мастера – знаменитые спектакли Тадеуша Кантора. Польский художник и режиссер, объехавший со своим театром «Крико 2» весь мир, до Москвы так и не добрался. Не по своей воле. Мы услышали его письмо, в котором он говорил о большом влиянии на него русской культуры, о преклонении перед Малевичем, конструктивистами и особенно перед Мейерхольдом и о желании привезти свои спектакли в Москву.
Непросто складывались отношения Кантора и с властями социалистической Польши. Ему с трудом удавалось показывать живописные и графические работы, они противостояли официальным канонам. Не случайно, создавая в 1963 году экспозицию в краковской галерее Кшиштофоры, он назвал ее антивыставкой. Она представляла собой собрание предметов, как бы лишенных, по словам Кантора, «ранга художественности» (письма, газеты, календари, рулоны туалетной бумаги, прочая «макулатура» вперемежку с эскизами, рисунками, театральными костюмами и вещественными аксессуарами), но тем не менее все это формировало образ мастерской автора. В середине 60-х годов, после поездки в Америку и знакомства с авангардными исканиями, Кантор первым в Польше стал устраивать инсталляции, амбалажи (упаковки), хеппенинги и прочие акции. Они уже напрямую были связаны с театральными постановками – предваряли их и опробовали пластические концепции, которые получали воплощение в спектаклях.
С 1956 года у него был свой театр «Крико 2». Этим названием подчеркивалась преемственная связь с довоенным «Крико 1», в котором проводили свои сценические опыты краковские живописцы.
В постановках «Крико 2» Кантор разрабатывал принципы особого вида сценического творчества – театр художника. В таком театре именно художник – единоличный автор спектакля, предлагающий разворачивающиеся в пространстве и времени визуальные композиции. В сценическом действии преобладают пластика, ритм и разнообразная игра с вещами, с костюмами, с куклами-манекенами.
«Играми с Виткевичем» назывался первый цикл постановок «Крико 2». В этих постановках («В маленькой усадьбе», 1961; «Сумасшедший и монахиня», 1963; «Водная курочка», 1969; «Красотки и уродины», 1972) Кантор «играл» с текстом и образами Виткевича столь же свободно, сколь и с открытиями пластического авангарда. В них разрабатывалась сценическая лексика канторовского театра художника. В 1975 году этот период закончился – и премьера спектакля «Умерший класс» открыла заключительный цикл из пяти постановок, ставший выражением уже сугубо личной трагической темы, «персональной исповеди» – о себе, о своем искусстве и о своем времени. Этот цикл Кантор назвал «Театр Смерти». Все персонажи «Умершего класса», его школьные товарищи, уже ушли. Единственный, кто на тот момент жил на белом свете, – шестидесятилетний Кантор, который вызывал на сцену видения прошлого и безмолвно – жестом, взглядом – управлял действиями возвращенных им из небытия бывших соучеников. Они представали такими, какими могли быть, если бы дожили до дня премьеры, – очень немолодыми людьми, в мятых костюмах, в котелках и галстуках, с мертвенно-белыми, словно масочными лицами. Каждому персонажу Кантор дал кукольную фигурку, изображавшую его в детстве. Когда под сентиментально-щемящую мелодию старинного вальса «Francois» пожилые соученики входили в класс, кто-то нес кукольную фигурку за спиной, у кого-то она волочилась по полу, кто-то вез ее на раме велосипеда, кто-то бережно держал на руках. Они занимали свои места и рядом усаживали детские манекены. Начинались обрывочные, словно сновиденческие, индивидуальные и общие экзерсисы на темы школьных уроков. В какой-то момент, когда разбушевавшиеся ученики убегали, оставляя за партами своего безмолвного детского двойника, начинала наводить порядок огромная Уборщица – Смерть. Только вместо косы она орудовала шваброй. В финале звучала многоголосая литания – коллективный обряд отпевания учениками самих себя.
«Умерший класс» принес Кантору мировую известность. Спектакль с огромным успехом был показан сначала в Эдинбурге, затем на многих других театральных фестивалях в разных странах мира.
В последующие после «Умершего класса» пятнадцать лет Кантор еще четыре раза обращался к зрителям с «персональной исповедью». В «Велёполе, Велёполе» (1980) приглашал в «комнату моего детства», где оживали образы его родителей, родных и близких и где картины прошлого интерпретировались в контексте мотивов Евангелия и Апокалипсиса, Голгофы и Распятия. В спектакле «Пусть сгинут артисты» (1985), местом действия которого стал «прикладбищенский склад памяти», главным героем был сам Кантор, представший сразу в нескольких ипостасях. Пространство заполнялось образами романтических сновидений детства. Их сменяла труппа странствующих комедиантов, артистов «Крико 2» в облике персонажей прошлых спектаклей, которые становились мучениками, прикованными к пыточным столбам. Заключительная композиция – общая круговая процессия: ангел Смерти уводил всех в черную дыру за раскрывшимися створами ворот прикладбищенского склада. «Я сюда уже никогда не вернусь» (1988) – размышление Кантора о жизни и творчестве, его художественное завещание. Последней в цикле «Театр Смерти» стала сценическая композиция «Сегодня день моего рождения» (1990). Ее премьера состоялась после скоропостижной смерти мастера во время генеральной репетиции. На сей раз он привел зрителей как бы в свою мастерскую и впервые личную творческую и жизненную судьбу поставил в контекст с судьбой искусства в тоталитарном государстве. В качестве гостей на этот прощальный день рождения Кантор пригласил художников Марию Ярему и Ионаша Стерна, польских жертв сталинизма и нацизма, а также Мейерхольда: голос по радио читал его письмо с Лубянки.
Со смертью Кантора прекратил существование и «Крико 2». Театр художника как особый вид сценического творчества – явление сугубо индивидуальное. Оно уходит в историю вместе со своим создателем.

Виктор БЕРЕЗКИН


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru