ЛОВУШКИ ПРОФЕССИИ
Игры в самих себя
Как предотвратить профессиональное
выгорание
Для снятия симптомов усталости и
поддержания интереса к профессии в
северодвинском «Центре диагностики и
консультирования» проводятся разнообразные
мероприятия. Все они организуются под эгидой
профессионального тренингового клуба «Игры в
самих себя», который существует уже пять лет.
Для изучения картины эмоционального
выгорания специалистов психологической службы
города было проведено экспресс-исследование.
Каковы же результаты?
Оказалось, что множество специалистов работают
по принципу упрощения обязанностей, которые
требуют эмоциональных затрат, пытаются их
облегчить или сократить. При этом эмоциональная
отдача ограничивается по принципу – хочу или не
хочу: сочту нужным – уделю внимание данному
партнеру или клиенту, будет настроение –
откликнусь на его состояние и потребности.
По данным исследования, 22% опрошенных тратят
большое количество сил на сопротивление
тревожному напряжению, вызванному давлением
внешних обстоятельств. Конечно, можно поспорить
на тему, много это или нет, и порадоваться тому,
что, несмотря на перманентную угнетенность, люди
работу не бросают, а наоборот, пытаются
адаптироваться к ней (нравится она им все же!). Но
на самом деле перед нами не только иллюстрация
нарастания стресса, но и картина
неудовлетворенности трудом.
Удовлетворенность трудом – важный
профессиональный фактор, имеющий тесную связь с
профилактикой выгорания. Неудовлетворенность
трудом как фактор имеет положительные
корреляции со всеми тремя компонентами
выгорания: эмоциональным истощением,
деперсонализацией и редукцией профессиональных
достижений.
В рамках тренингов по проблеме эмоционального
выгорания собирались и анализировались ответы
на вопрос «Что мешает вам в полной мере получать
удовлетворение от работы?». В результате
дискуссии (к слову, весьма бурной) у группы
появлялось два списка причин неудовлетворения –
организационных (или внешних) и личностных (или
внутренних). Высказывания представителей разных
уровней и специальностей системы образования –
психологов, логопедов, заведующих детскими
садами, учителей – имели как схожие, так и
специфичные черты. Нехватка времени,
загруженность отчетной документацией,
подконтрольность и опека вышестоящих органов,
конфликты в коллективе, слабое
материально-техническое обеспечение – эти и
другие источники негативных переживаний
назывались и руководящими, и рядовыми
работниками. При этом, как правило, список
организационных причин был весьма объемным, а
список индивидуальных состоял из 1–3 пунктов.
Что интересно: специалистам, работающим в
профессии недавно, свойственно было указывать на
внутренние, личные причины неудовлетворенности,
в то время как специалисты со стажем практически
не вспоминали о них, перечисляя причины внешнего
характера.
Последний факт заставляет поразмышлять о том,
что происходит с человеком в процессе углубления
в профессию и накопления профильного опыта.
Результаты нашего опроса показали, что симптомы
той или иной фазы эмоционального выгорания
имелись у специалистов с разным стажем работы.
Видимо, те, кто только начинает свою карьеру,
испытывают стресс, вызванный несоответствием их
представлений о профессии ее реальным
требованиям. (Сразу вопрос: чему учат в институте?
о чем забывают рассказать студентам?)
Специалистов, имеющих значительный стаж (восемь
и более лет), можно разделить на две группы – с
низким стрессом (или его отсутствием) и с высоким
стрессом.
Иначе говоря, в одинаковых условиях труда одни
люди испытывают весомое напряжение, а
эмоциональная сфера других остается стабильной.
Объяснение, которое напрашивается само собой,
заключено в личностных особенностях, о которых
как раз и забывают психологи и другие работники
образования со стажем, на первый план выдвигая
свои профессиональные навыки и знания.
Работа с личностными характеристиками является
важной частью тренинга. Мы идем от внешних
признаков к внутренним качествам, находим
частные источники негативных переживаний на
работе, выявляем индивидуальные ресурсы
профессионального развития. Например, одним из
приемов служит «Поле самодиагностики».
Присутствующие дают субъективную оценку
выраженности и частоте проявления у них
различных признаков, в комплексе характерных для
профессионального выгорания. Несмотря на то что
инструкция не предполагает обсуждения
результатов самостоятельного заполнения «Поля»,
не было случая, чтобы участники отнеслись к ним
индифферентно. Одних радует незначительность
признаков выгорания, других заставляет
задуматься насыщенность проявления признаков
какого-либо вида – поведенческих, аффективных,
когнитивных, физиологических.
Есть еще один аспект, без которого не обходится
исследование соотношения личного и
профессионального, – временной. Участники
тренинга изображают себя в контексте «Я работаю
психологом (учителем, пр.)» в начале своей
трудовой карьеры, в настоящий момент и через пять
лет. Если ответ на вопрос «для чего я работаю?»,
даже претерпевая изменения, не утрачивает своего
значения для человека в его профессиональном
пути, если есть смысл в том, чем человек
занимается, причем смысл значимый, ценный для
этого конкретного человека, на наш взгляд, это
является очень важным для ощущения
самодостаточности.
Сохранять и восстанавливать свои эмоциональные
силы надо уметь, далеко не у всех это происходит
легко и естественно. Наиболее доступным в
качестве профилактических мер является
использование способов естественной регуляции и
саморегуляции. Очень важно определиться с тем,
что уже имеется в арсенале присутствующих для
восстановления сил и снятия напряжения. К сбору
вариантов отдыха подключаются все, и в
результате составляется весьма обширный
перечень. Но вопрос не в том, чтобы в принципе
придумать, как же можно отдохнуть. Важно
научиться реально уделять этому время и место в
своей жизни.
Занятие заканчивается. За ним через несколько
дней начинается вторая ступень тренинга,
посвященная техникам мышечной и эмоциональной
релаксации. Этим встречам, проходящим с
периодичностью раз в два месяца, отводится целый
рабочий день. Пол просторного помещения
застилается коврами, с помощью свечей, музыки и
ароматов создается атмосфера, отличная от
повседневной. И обстановка, и предлагаемые
упражнения преследуют одну цель – позволить
специалистам отключиться от профессиональных
забот, расслабиться, снять напряжение. Такой
отдых достаточно глубок, а его наличие посреди
рабочих будней усиливает эффект.
По понятным причинам в арсенале опыта еще нет
подобных тренингов с руководителями ОУ. Это
наиболее закрытая категория работников.
Но когда специалисты образования станут больше
задумываться о себе, когда их личностная
составляющая не будет такой ущербной по
сравнению с профессиональной, тогда, может быть,
термин «профессиональное выгорание» снова
окажется для нас непривычным.
Людмила МАРДЕР,
педагог-психолог «Центра диагностики и
консультирования»,
руководитель городского методического
объединения педагогов-психологов Северодвинск
Термин «эмоциональное сгорание» был введен
американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергом в
1974-м для характеристики психического состояния
здоровых людей, находящихся в интенсивном
общении с клиентами, пациентами, в эмоционально
нагруженной атмосфере при оказании
профессиональной помощи.
Основным фактором, способствующим подобному
сгоранию, считается интернальность, то есть
готовность человека брать на себя всю
ответственность за все происходящее. В отличие
от экстернальности – умения перекладывать ее на
внешние обстоятельства.
Психологи утверждают, что эмоциональному
сгоранию способствуют следующие личностные
установки:
l мне нельзя ошибиться;
l я должен быть сдержанным;
l я не имею права быть предвзятым;
l я обязан во всем быть примером для подражания.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|