Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №75/2005

Первая тетрадь. Политика образования

ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ

«Школьный автобус»: что входит в обязательную программу?
Пока – только сами автобусы. А организовывать перевозки и техобслуживание,
искать деньги на топливо и зарплату водителям приходится директорам школ

Начат новый этап программы «Школьный автобус». В октябре вице-спикер Думы, член президиума «Единой России» Олег Морозов заявил, что федеральные власти закупят школьных автобусов на 1 миллиард рублей. Эти деньги уже заложены в бюджет 2006 года в числе прочих, которые предполагается потратить на приоритетные национальные проекты.
1 миллиард рублей – это 1640 КАВЗов, самых распространенных транспортных средств для школы. Если программа пойдет на условиях софинансирования – регионы тоже выделят деньги, – автобусов будет еще больше.
Хорошо ли это? Безусловно. Особенно сейчас, когда Министерством образования и науки объявлено, что реструктуризация – не закрытие школ, а поиск оптимальных моделей выживания каждого учебного заведения. Наверное, теперь стоит меньше опасаться, что появление школьного автобуса автоматически ставит крест на малочисленных сельских школах. А автобус в школьном хозяйстве очень нужен: детей на экскурсию или на занятия в кружки отвезти, учителей – на конференцию или семинар. Да мало ли какое применение собственному транспорту найдет умный, деловой директор.
Однако одновременно с заявлением о грядущих закупках автобусов в России ленты информагентств принесли нерадостные сообщения из-за рубежа.
В Польше на трассе Белосток – Варшава погибли 13 детей: школьный автобус столкнулся с грузовиком и сгорел. В США сначала перевернулся автобус в Нью-Йорке – пострадали 50 детей и родителей, потом попал под удар грузовика школьный автобус в штате Висконсин – пятеро детей погибли.
В России тоже случились две аварии.
В Иркутской области перевернулся «ЛИАЗ», который вез детей на учебу из поселка Черемшанка в город Саянск. Шестеро школьников с легкими травмами попали в больницу. В ГИБДД сообщили, что причина аварии – гололед. Затем попал в ДТП школьный автобус в Калининградской области. Он вез учеников школы в поселке Ладушкин домой, в село Новомосковское. Водитель выехал на обочину, чтобы избежать столкновения с грузовиком. Автобус упал в кювет. Пострадали дети, погибла случайная пассажирка.
О чем говорят эти аварии? За рубежом школьные автобусы используются чаще, чем у нас. Но там школьный автобус имеет на дороге большие привилегии. В правилах дорожного движения США даже записано, что если школьный автобус стоит на обочине (а значит, дети могут выйти на проезжую часть), все движение в попутном направлении должно остановиться. Про условия технического обслуживания и говорить не стоит. И все равно это не спасает от ДТП.
А что с правилами и техобслуживанием школьных автобусов у нас? Год назад это пыталась выяснить Российская транспортная инспекция (РООРТИ) на примере Рязанской области. Оказалось, что все требования безопасности при перевозках детей выполняет лишь одно из 85 предприятий, которым принадлежали школьные автобусы.
– Причина всех этих нарушений проста: школам выдали автобусы, и на этом программа “Школьный автобус” закончилась, – рассказал тогда «ПС» заместитель руководителя РООРТИ Юрий Нежемлин. – Директора были вынуждены искать водителей, покупать топливо, выбивать деньги на обслуживание и ремонт. Попутно размышляя, что, если наша власть что-то дает, лучше брать и помалкивать. Никто не подумал, что необходимо серьезно вкладываться в ремонт дорог, оборудование переездов, развертывание сети автомастерских для школьных автобусов. Что надо нанимать на работу профессионалов: водителей, автомехаников, автослесарей. Конечно, директора школ где-то недосмотрели, что-то забыли, о чем-то, очень важном для безопасности перевозок детей, вообще не знали. Но даже мелкое упущение рано или поздно может привести к трагедии.
Нынешней осенью проверять школьные автобусы взялась уже ГИБДД. И не в одной области, а по всей стране. К сожалению, делалось это скорее для галочки – в распоряжение об операции «Школьник», которая проходит каждую осень, когда дети после лета возвращаются в город, вписали отдельную строчку о проверке школьных автобусов. Данные по результатам проверок в единую федеральную базу не сводили. Но и той информации, которую нам удалось получить в местных управлениях ГИБДД, достаточно, чтобы сказать: ситуация, вскрытая РООРТИ в Рязанской области, – модельная для всей страны. За исключением, пожалуй, Крайнего Севера и Сибири, где нужны школьные вездеходы или вертолеты.
Однако власти снова говорят лишь о закупках школьных автобусов – и точка. Вероятно, они считают, что поиски денег на бензин и техобслуживание научат директоров школ предприимчивости. Директора и учатся – в некоторых регионах страны проезд на школьном автобусе уже стал платным. А как иначе, если районная администрация выделяет лишь часть денег, необходимых на топливо? Бывает, помогают спонсоры. Но того и гляди, придется перенимать опыт одного из штатов Индии, где ради экономии бензина для школьных автобусов ввели четырехдневную учебную неделю вместо пятидневной.

Сергей ЛЕБЕДЕВ

Публикация статьи произведена при поддержке московской службы такси «Такси 740». Воспользовавшись услугами компании «Такси-740», Вы сможете круглосуточно вызвать такси в любой район Москвы. Максимальное внимание к каждому клиенты, большой выбор надежных автомобилей, высокий профессионализм и большой опыт работы диспетчеров и водителей компании «Такси-740» обеспечат выполнение услуг, соответствующих самым высоким стандартам качества и безопасности. Узнать больше о предложении компании «Такси-740» и заказать такси онлайн можно на сайте http://www.taxi740.ru/


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru