Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №74/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ № 52 
ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ 

Записала Елена КУЦЕНКО

Прагматичные математики, мечтательные филологи...

Им, как и ученикам, необходим индивидуальный подход

Начиная работать с ребенком, мы в меру своих сил стараемся учитывать как его индивидуальные, так и общие возрастные способности. Это педагогическая аксиома.
А учитель? Учитывает ли кто-нибудь его профессиональные способности на протяжении всего педагогического пути?
Об их динамике рассказывает сегодня Татьяна Михайловна ХРУСТАЛЕВА, кандидат психологических наук, представитель Пермской психологической школы.

Кто расскажет учителю о нем самом?

Традиционно считается, что многое нужно делать для ученика, а с учителем часто работают только в направлении информационной культуры. И на педсоветах, и в методических объединениях, и на курсах повышения квалификации. Это важно, но всюду господствует усредненный подход, а ведь учителя вообще не существует, как не существует и человека вообще. Исследования показывают, что профессиональные способности филологов, математиков, биологов, учителей музыки, физкультуры – разные. Они сильно отличаются и в студенческие годы, и развиваются по-разному в процессе педагогической деятельности. Школьная администрация, институты повышения квалификации непременно должны это учитывать и не стричь всех под одну гребенку.
Об этих общих тенденциях необходимо знать и самому учителю, чтобы не испытывать лишних разочарований, понимать, что с ним происходит. Например, в период адаптации в первые годы работы в школе.
Его очень по-разному переживают, например, словесники и математики. Математики более прагматичны, критичны, а значит, более стабильны в период адаптации. Для филологов же характерны высокие притязания и в то же время излишне романтические представления, своего рода розовые очки. Поэтому сложности первых лет работы в школе зачастую приводят к личностным деформациям, таким как тревожность, неуверенность в себе.
Хорошо бы администрации школы знать об этом, чтобы вовремя поддержать такого учителя, помочь ему почувствовать удовлетворение от своей работы. Чтобы школа не теряла педагогически одаренных людей.

Способности бывают разные

Математики и словесники, даже начинающие, отличаются не только индивидуальными особенностями, но и структурой профессиональных способностей. Например, педагогическую эффективность у них обеспечивают разные факторы: у литераторов это направленность на человека, человеческие отношения, а у математиков – на то, как формируются у учеников умственные действия и операции.
Поскольку комплекс педагогических способностей представляет собой большую и сложную структуру, очень важны и связи между разными способностями, доминирование одних способностей и периферийность других. Эти связи тоже по-разному складываются у разных предметников. У математиков и словесников их количество достигает максимума уже на этапе профессионального совершенствования (5–10 лет стажа), а у преподавателей ИЗО и биологии – лишь в период профессиональной зрелости (15–20 лет работы в школе).
Существуют связи, характерные для представителей всех дисциплин и не зависящие от стажа работы; связи, присущие преподавателям определенного предмета и те, что проявляются только в одной стажевой группе и не характерны для других групп. Например, у учителей математики, сколько бы они ни проработали в школе, центральным, определяющим является показатель организаторских склонностей, а у филологов – коммуникативных.
Изменяется с годами и структура предметных способностей учителей. Опять же, у разных предметников по-разному.
Анализ способностей студентов химического факультета показал такой набор: химическое мировоззрение и химическая наблюдательность. У учителей со стажем 5–10 лет – способности к опытно-экспериментальной работе, химическая наблюдательность и процессуальные характеристики химических способностей; у преподавателей со стажем 15–20 лет – химическая наблюдательность, опытно-экспериментальные и вычислительные способности.
Предметные способности учителей биологии складываются из экологического мышления (рациональная составляющая) и чувства природы (эмоциональная). Но по мере роста профессионального мастерства взаимоотношения между ними серьезно меняются. В студенчестве они существуют изолированно, не влияют друг на друга; у молодых учителей разум противоречит сердцу, одно «мешает» другому; и только в пору профессиональной зрелости предметные способности приходят к единству, взаимообогащению. То есть структура способностей становится гармоничной, учитель обретает педагогическое мастерство.
У начинающего учителя развитие педагогических и предметных способностей может как совпадать, так и быть разнонаправленным. У преподавателей художественного цикла, литературы и те и другие направлены на внутренний мир человека, его самовыражение и переживания. Поэтому способности развиваются более гармонично. Математические и химические связаны с педагогическими меньше.
Но для всех учителей прослеживается одна тенденция: на этапе освоения профессии педагогические и предметные способности развиваются довольно автономно друг от друга. И только через 15–20 лет работы они приходят в гармонию друг с другом. Например, у преподавателей изобразительного искусства в начале профессионального пути преобладает развитие педагогических способностей, у проработавших несколько лет на первый план выходит художественная составляющая, а у опытных – художественно-педагогическая.
У учителей словесности на этапе профессионального совершенствования интенсивнее развиваются педагогические способности, к которым с течением времени подтягиваются предметные. А у математиков сначала развиваются предметные, которые учителя постепенно учатся использовать для достижения педагогических целей.
Итак, должно пройти около пятнадцати школьных лет, прежде чем весь комплекс профессиональных способностей достигнет высокого уровня, его элементы будут гармонично дополнять друг друга. Учитель станет мастером. Профессионалом.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru