Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №74/2005

Первая тетрадь. Политика образования

СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА 
 

Сегодня в министерстве уже не говорят о единой программе реструктуризации для всей страны. Упор делается на муниципальные программы, учитывающие особенности конкретного района, на доработку моделей переустройства отдельных школ.
При этом одна из главных проблем сегодня – нормативно-правовое обеспечение реструктуризации в ее новом понимании. Когда речь идет о закрытии школы – тут все ясно. А когда, например, школа объединяется с детсадом, организуются ресурсные центры, образовательное учреждение берется на баланс успешным предприятием, возникают десятки имущественных и юридических вопросов.
Разные способы решения этих вопросов обсуждались на семинаре, организованном Высшей школой экономики. Он проходил в Ясной Поляне, в музее-усадьбе Льва Толстого.
Место выбрано не случайно: вот уже несколько лет музей добивается, чтобы ему передали яснополянскую школу, оказавшуюся в бедственном положении.
Директора школ из Карелии, Чувашии, Ставрополья, Краснодарского края лишний раз могли убедиться, что даже в прославленной усадьбе в трех часах езды от столицы возникают те же проблемы, что и в отдаленных сельских районах.
Светлана КИРИЛЛОВА

Школа становится центром. Ресурсным

Как делить часы, объединять программы и выбирать учебники

Жители Андроповского района Ставропольского края занимаются сельским хозяйством. Школы здесь тоже сельские. Правда, по количеству детей они могут поспорить с городскими: от ста до шестисот учеников в каждой.
В школе села Курсавка – девятьсот ребят. И это только те, кто учится здесь постоянно. За несколько лет в районе создали разветвленную школьную сеть. И теперь в Курсавскую школу (в 2004 году она стала лауреатом краевого фестиваля экспериментальных площадок) съезжаются все старшеклассники района, чтобы углубленно изучать выбранные предметы.

– Когда-то у нас находился единственный на Ставрополье сельский учебно-производственный комбинат. Сюда свозили детей из разных сел для занятий по технологии, – вспоминает Татьяна Новикова, заместитель директора курсавской школы № 1, координатор эксперимента по созданию районной школьной сети. – Тогда считали, что сельские дети обязательно должны получать разные производственные специальности. В 2002 году мы поняли, что наработанный опыт можно перенести на обучение в старшей школе. В районе есть замечательные педагоги, и наша задача – сделать их уроки доступными для старшеклассников из любой школы. На нашей базе был создан ресурсный центр, и сегодня половина учителей Андроповского района преподают у нас.
– Кто решает, что этот педагог лучший, что он может вести уроки для всех детей?
– Конкурс на преподавание проводит роно, а заявку может подать любой учитель. При отборе учитывается профессиональный рост педагога, успешность его учеников. Мы принимаем их на работу в школу села Курсавка как совместителей. Заключаем договор на преподавание конкретного предмета в конкретные сроки. Часто учителя приезжают вести уроки на школьном автобусе вместе со своим классом.
– Занятия в ресурсном центре – это не дополнительное образование, а углубленное освоение школьной программы. Но если одним учителям прибавляются часы, то у других отнимаются…
– Педсоветы в каждой сельской школе сами решают, какие часы они согласны передать для углубленных занятий в ресурсный центр. А тем учителям, которые теряют нагрузку, мы стараемся ее компенсировать – они занимаются внеклассной работой во второй половине дня.
– Если школы района через ресурсный центр обмениваются учителями, то и учебный план должен быть общим. Да и учебники для старших классов нужно отбирать вместе.
– Если в какой-нибудь школе не проходят до конца учебный план, на занятиях в ресурсном центре это сразу заметно. Если используется нестандартный учебник – тоже. Сегодня учебный план в районе построен так, чтобы ученики всех школ по возможности обучались синхронно. Мы договорились, что предметы базового и профильного компонентов изучаются в базовой части по единым учебникам.
– И вам удалось убедить учителей, что это правильно?
– Многие педагоги привыкли к старым, проверенным, на их взгляд, учебникам. Наша позиция – не давить на учителя, а помочь ему: дать возможность изучить новые учебники. С введением госстандартов многое упростилось: для нас стало главным, соответствует ли учебник стандартам.
– Кто составляет единое для всего района расписание?    
– Научно-методический совет при районном отделе образования и методический кабинет ресурсного центра. Там работают лучшие учителя, методисты, заместители директоров школ. Они разрабатывают учебные планы и единое календарно-тематическое планирование для всего района.
– Но директора школ обязаны отправлять детей на занятия к вам? Многим надо проделать неблизкий и небезопасный путь на автобусе.
– У нас на Кавказе бывают трудные погодные условия. Решение везти или не везти детей в ресурсный центр принимает директор школы. В подвозе в ресурсный центр у нас в районе работает 21 автобус. Все они находятся на балансе школ. Когда директор считает, что дорога небезопасна, он перестраивает учебный план: пусть лучше дети не рискуют и доберут эти часы в период очно-заочной практики, которую мы организовываем летом в 10 классах. Если ребенок не хочет изучать профильный предмет в ресурсном центре – он может никуда не ехать, а изучать предмет, никуда не выезжая, в качестве базового.
– Ресурсный центр проводит обучение. Здесь все более или менее понятно. Но какие документы он выдает старшеклассникам? У него есть какой-то юридический статус?
– Пока в существующей нормативной базе нет понятия «ресурсный центр». Наш центр считается организационно-методической структурой на базе юридического лица – средней школы № 1 села Курсавка. По договорам с другими школами, которые тоже являются юридическими лицами, мы оказываем старшеклассникам образовательные услуги. А затем передаем заказчикам сведения о результатах обучения. Администрации районных школ ставят детям оценки и выдают аттестаты.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru