Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №72/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ДРУГОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Банкиры, заводчики, дилеры, политики...
Подросток выбирает роль, а приобретает собственный опыт

Московский подростковый клуб «Опыт нового поколения», не приписан ни к школе, ни к микрорайону... У него нет ни постоянной крыши над головой, ни определенной программы действий. Но в нем всегда интересно, потому что все время ведутся какие-то споры, какие-то словесные баталии.
В следующие выходные договорились собраться в кафе и обсудить, как личность может повлиять на общество. Соберутся, обсудят. Но так и не сумеют договориться, что такое личность. И разойдутся до следующего раза – читать, размышлять, набирать информацию...
Что удерживает в этом клубе подростков (в основном мальчишек-старшеклассников), заставляет их ехать по первому звонку на другой конец города, организовывать летние лагеря и с нетерпением ждать новых встреч и баталий?

Вера в свои силы

Руководитель клуба Евгений Поздяев – человек неуловимый. Несколько раз на протяжении жизни вставал он на вполне накатанную и комфортную житейскую колею, но всякий раз снова уходил на бездорожье, когда нет ничего, кроме азарта новизны и веры в собственные силы.
В школе Женя был успешным спортсменом, пловцом. Разряды, результаты, ясная перспектива. Делай, что положено, старайся – и будущее в кармане. Очередной и очевидный шаг – пединститут, факультет физкультуры. Путь, проторенный многими. Но… В какой-то момент пришло ощущение бессмысленности чисто академических занятий. И чтобы получше разобраться в будущей профессии и самом себе, Евгений устроился в школу, чтобы на практике выяснить, что это такое – учитель физкультуры.
Дали студенту, как водится, самые трудные, самые неспортивные, самые ленивые старшие классы. А уже через год в школе образовался клуб любителей регби: каждое воскресенье играли в парке в любую погоду – в слякоть и мороз. А потом добавилась баскетбольная секция. А потом... Да мало ли что – потом. Вопрос ведь не в том, какие новые спортивные секции появились в школе, – вопрос в том, почему «трудные» и «ленивые» подростки потянулись к новому учителю, чем зацепил он своих учеников.
«Подросткам не хватает прямого общения с учителем. Не на “ты”, но на равных. И я учил их не так, как тренировали меня самого. Чтобы главное – не столько тренировка, сколько игра, азарт… Надо сказать, что и дети меня многому научили».
Участковый хвалил: «Увел пацанов с улицы». Школьная администрация поддерживала. Но что значит быть школьным учителем? Безумная нагрузка – эмоциональная, интеллектуальная. А еще противостояние чиновникам, методическим указаниям, бессмысленным стандартам... Внешний мир не только не поддерживает инициативу, но отбирает энергию и силы. И тогда успешный учитель физкультуры ушел в бизнес – туристический, рекламный. Здесь и деньги, несопоставимые с учительской зарплатой, и формы нелепого контроля отсутствуют. Но... Роль исполнителя чужой воли, хотя бы и хорошо оплачиваемого, Евгению явно не подходила. Да и той отдачи, которую дает работа с детьми, здесь тоже не было.
«Мне важно самому вести деятельность. Находить в ней свой смысл – это и есть радость. Мой смысл – познание мира. А значит, творчество. Потому что, познавая мир, мы меняем его. И это бесконечный процесс. А работа с подростками как раз и позволяет мне познавать мир. Чем больше даешь детям, тем быстрее они начинают двигаться сами, заставляя развиваться тебя самого. Заставляют тебя задавать вопросы, которые самому не пришли бы в голову. Получается, что твое будущее зависит от них. Перепробовав многое, я понял, что именно работа с детьми – это то, что нужно мне больше всего».
Но как возможна педагогическая деятельность, совмещающая осмысленность, свободу, удовольствие и материальную независимость? Вот и возник год назад клуб «Опыт нового поколения», призванный интегрировать жизненный опыт самого Жени, его друзей, а также тех подростков, которые приезжают в этот клуб на проводимые здесь игры и диспуты.

Есть много дверей...

Дети в клубе не просто играют. У любой проводимой здесь игры есть несколько слоев, несколько смыслов.
Вот идет очередная деловая игра. Ребята поделены на «банкиров», «заводчиков», «дилеров» и «политиков». Азартно зарабатывают и проигрывают некие «у.е.» – условные игровые единицы. А примерно через час бурных событий взрослый ведущий объявляет перерыв и задает вопрос: «Ради чего играли, ребята?» «Чтобы деньги заработать», – отвечают банкиры и заводчики. «Да какие же тут деньги? – удивляются организаторы. – Это же условные единицы, которые не положишь в карман, а азарта – вон сколько!» И задачка: пусть каждый попробует найти свой ответ: ради чего он играет? что главное в игре? и как найти действительно свой ответ – ответ, не совпадающий с общественными стереотипами? Но по-любому выходит, что привычный опыт подростковой жизни – мол, стараться можно только ради денег, ради какой-то выгоды – не срабатывает.
«Я пытаюсь научить детей адаптироваться во внешнем мире. И прежде всего научить выбирать. Но не из того ограниченного ассортимента, который предлагают общество и массовая культура. Сумей найти вариант, который никем еще не предложен, но нужен именно тебе! Моя задача не в том, чтобы навязать подростку тот или иной выбор, а в том, чтобы помочь ему осознать свои собственные цели, обнаружить множество скрытых возможностей, которые есть в любой ситуации. Пусть ребенок увидит, что вокруг полно дверей и что они не всегда закрыты. Главное – научиться видеть эти возможности. Вне заданных рамок!»
Вот, к примеру, естественно возникающий в подростковой среде разговор о школе: мол, скука, тоска зеленая, ничего кроме раздражения. Чего ради? А Женя слушает, слушает и... предлагает несложный расчет. Смотрите: только на дорогу до школы и обратно мы тратим за год уйму времени. Сотни часов на то, чтобы добраться до места, где... ничего не происходит! Бессмыслица! Но, значит, нужно как-то объяснить временные потери, найти в бесполезных уроках что-то такое, что оправдает хотя бы дорогу! Найди здесь свой интерес, раз уж пришел! Не жди, что тебе кто-то сделает интересно. Ищи сам! Во всяком предмете можно увидеть нечто, выходящее за привычный стереотип восприятия.

Не по учебнику

Научиться организовывать свое личное пространство, наполнять смыслом окружающий мир – дело непростое. Эту-то науку ребята и осваивают в играх.
Но как объяснить это тем людям, у которых нет своего игрового опыта или он давно позабыт? Как объяснить родителям и учителям, на что тратят свое время дети, собирающиеся на клубные игры по вечерам и в выходные? Играть – это же как-то несерьезно.
Евгений старательно подбирает слова. Он готов играть и по правилам социума, у которого свой, «взрослый» язык. «Даю знания, есть программы» – приходится объясняться на языке общественных стереотипов. Хотя самому-то ему понятно: дело вовсе не в знаниях и не в программах.
Для него самого игра – это особый мир, особая планета, со своей атмосферой и своими законами жизни. Но, осваивая законы этого особого мира, дети научаются взаимодействовать с миром реальным.
«Чтобы научить взаимодействовать с реальным миром, мы сначала погружаем детей во вроде бы изолированное игровое пространство. Но только в игре дети и могут научиться жить! Потому что в игре дети свободны. Потому что в игре правила вырабатываются и осваиваются на личном опыте. И оттого опыт игровой жизни оказывается бесценной школой для жизни реальной. По учебнику жизни не научишься, какие бы правильные вещи про жизнь ни были там написаны. Чтобы научиться жить, нужен собственный опыт. А игра как раз и дает такой опыт. И нигде, кроме как в игре, такой опыт получить нельзя.
Здесь детям не объясняют, как надо. Они сами доходят до того, до чего могут дойти. Но тому, что они сумели понять в собственном игровом опыте, мгновенно находится применение. Сначала в игре, потом в реальном мире. Все на свете можно превратить в игру и наоборот: именно игра постепенно становится жизнью».
В свои игры Евгений охотно приглашает разных людей. Зовет и родителей своих подростков. Но с ними труднее. Слишком точно они знают, «как надо». Впрочем, в игре любой чужой опыт – это не предмет для подражания, а лишь повод задуматься. И оттого в игре даже самые устойчивые жизненные стереотипы смягчаются.
А для подростков компьютерной эры эти игры, наполненные живыми эмоциями и непосредственным, невиртуальным общением, – способ почувствовать и осознать ценности старшего поколения. А в результате игра становится площадкой для живого диалога поколений.
В отличие от виртуальных или ролевых игр здесь играют не вымышленные герои и не маски, а реальные люди. И оттого это игры, которые не закрывают путь к реальности, а открывают дорогу к ней. Как бы ни была увлекательна игра, она не становится наркотиком, подросток не зависает на ней. И неизбежно возникает у него желание выходить из рамок игрового пространства в реальный мир.
Промежуточный этап – воплощение в жизнь разных детских инициатив. Здесь главное, что требуется от взрослого, – это помочь инициатору ровно настолько, чтобы не подавить и не подменить его инициативу. Вместе подумать над возникшим вопросом, обсудить возникшую проблему, а не пытаться решить все за него.
Например: в клубе назревает рождение собственной газеты. Ребята хотят ее издавать, но не знают, как это делается. Ведь издание газеты – это множество сопутствующих проблем. Скажем, где добыть бумагу? «Давайте подумаем», – говорит Евгений. И только в том случае, если дети сами ничего не придумают, предложит свою помощь. Но не взвалит на свои плечи весь процесс. «Неудача – это тоже опыт. Важно только этот опыт обдумать – понять, в чем причина поражения, что делал не так, чему нужно научиться».
Никто не обещает приходящим в клуб подросткам легкой жизни. Думающему человеку вообще нелегко живется, даже если он оснащен всякими способами действий, умением спорить, смотреть на вещи нестандартно, мыслить конструктивно и т.п. Все-таки общество ориентировано на стереотипы. Да и сам по себе процесс думания мучителен. Один из мальчишек в летнем лагере целый день носился по безлюдным закоулкам с криками: «Я тупой дебил!» Оказалось, что разбуженные игрой мысли так достали его, что бедняга нашел такой несколько причудливый способ избавиться от них хотя бы на несколько часов. Ведь когда бегаешь с дикими воплями, думать некогда. Но вот самотерапия криком закончились, а мысли остались.
В обычной жизни ребенку думать особо не рекомендуется. Школа не любит, когда ученик думает о своем, когда задает вопросы. Ведь свои вопросы – они всегда не вовремя, всегда некстати. Какие свои вопросы, когда нужно успевать проходить программу? А здесь, в клубе, вопросы на каждом шагу, и каждому детскому вопросу рады как событию.
Сайт клуба: www.еdu-onp.ru

Людмила ПЕЧАТНИКОВА


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru