Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №72/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ДРУГОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Кто будет сегодня спорить с тем, что главная миссия школы – готовить ребенка к жизни? Конечно, а как же иначе! Потому-то и стараются школы вооружить ребенка знаниями из самых разных областей, формируют всякого рода умения и навыки – что называется на все случаи жизни.
Вот только что со всем этим багажом делать – решительно непонятно, потому что единственное, на что у ребенка совершенно не остается времени, – это на собственный жизненный опыт. На опыт своего наблюдения и понимания жизни, на опыт какого-то жизненного действия. В школе для этого опыта места нет: ведь его не уложишь в учебные программы, не разместишь в общей для всех сеточке школьного расписания. Так что приходится набирать этот опыт как бы тайком от школы.
А о школе, для которой собственная жизнь взрослеющего ребенка является главным предметом, остается только мечтать.

Урок практического обществознания
Как выбрать свой маршрут на карте социальных траекторий

Марк Кукушкин, совсем еще молодой человек – несколько лет назад преподавал в школе историю и обществознание и даже был классным руководителем обожавших его старшеклассников. Теперь за его плечами более 800 тренингов для молодых предпринимателей, для команд сотрудников разных фирм, но каждый год Марк Евгеньевич по-прежнему приходит к десятиклассникам, чтобы провести весьма необычное погружение в обществознание, которое потом будут долго и бурно обсуждать и ребята и учителя, – не случайно накануне этих дней учителя осаждают кабинет завуча с просьбой поменять часы уроков, чтобы можно было «попасть к Марку».

– Марк, зачем это вам – идти в школу, да еще и перекраивать на свой лад традиционные уроки обществознания?
– Для меня это особого рода личное и профессиональное движение.
Ведь современная школа в ее традиционных образцах несет весьма усеченную картину современного российского социума. Фактически он предъявлен в школе только слоем учительства, причем в одних случаях эта социальная группа открыта и расположена к ребенку, а в других еще и недружественна ему.
А это значит, что в системе образования очень мало реальных проводников в социум. Причем речь идет о системе любого образования – среднего, профессионального, высшего. Ведь и высшее образование сегодня не дает ни профессии, ни ремесла, ни знания окружающей действительности. Можно окончить университет с красным дипломом, но... остаться без пропуска в реальную жизнь.
Потому-то и важно сегодня создавать для ученика ситуации, которые бы расширяли его контакты с внешним миром. Только нужно его при этом педагогически сопровождать.
– Что же это за ситуации, в какую форму их можно облечь в школе и как они вписываются или не вписываются в уроки обществознания?
– Сейчас, поработав в бизнесе, я получил некоторое представление о том, как это можно делать и что именно можно делать.
Для меня, например, стало понятно, что школу нужно насыщать разного рода образцами реальной человеческой жизни. И я уже понимаю, как это можно сделать с учетом в том числе и финансовых ресурсов.
Например, это может быть человек с каким-то уникальным жизненным опытом. Как он живет, как свою ситуацию осмысливает, как себе представляет эту жизнь. О чем жалеет, о чем не жалеет... Или человек, который оказывается в ситуации экзистенциального выбора: как это происходит? Можно организовывать встречи с людьми разных профессий, разных возрастных групп.
Мне кажется, это было бы особенно важно для старшеклассников. Но понятно, что сделано это должно быть с педагогическим тактом. А то можно привести в школу малолетних наркоманов и задавать им вопросы о привлекательности их образа жизни. Но не об этом речь, а о том, чтобы дать старшекласснику социально честную карту тех траекторий, которые случаются с человеком в жизни.
– Как разговорить гостя перед незнакомой аудиторией, как сделать так, чтобы случился контакт между ним и старшеклассниками? И потом, кто сейчас придет в школу вот так за бесплатно разговаривать?
– Один из моих принципов такой: если я приглашаю гостя, то он ничего не начинает рассказывать сам. Гостю нужно задать вопрос. Если к тебе пришел какой-то человек, чтобы встреча с ним состоялась, должно быть не только его усилие рассказать, но и твое усилие спросить. Для меня это принципиальный момент, когда с гостем нужно построить диалог, совместное действие. И если встречаемся с бизнесменом, то с ним обсуждаем идеи бизнеса. Если человек – музыкант, то с ним выдумываем и творим какую-то музыкальную штуку.
Понятно, что школа не может оплатить встречу с такими людьми. Но, мне кажется, этого и не надо делать. Просто люди могут так возвращать свой долг образованию.
Если бы возникло движение людей, готовых что-то сказать о себе и своей жизни старшеклассникам, готовых общаться с ними, для меня это был бы крайне ценный момент.
– Итак, чтобы стать «обществознайкой», надо просто как можно больше встречаться с людьми разных социальных групп, и все?
– Нет. В моем представлении курс обществознания должен быть своего рода «микстом», смесью, состоящей из ярмарки различных социальностей, калейдоскопа разных траекторий человеческих жизней и деятельности самих старшеклассников в социуме за пределами школы. А чтобы случилась эта собственная социальная деятельность старшеклассников, бизнес-тренер должен уметь дать им провокационное задание.
Например, группе из 6–7 старшеклассников дается учебное задание развернуть бизнес, который был бы выгоден всем без исключения учителям и ученикам школы, приносил его сотрудникам реальный заработок (пусть символический) и был бы в то же время вполне состоятельной бизнес-идеей. Вариант задания для другой группы: взять интервью у реальной «звезды»; для третьей – записать рецепты фирменных блюд у шеф-поваров ближайших к школе кафе и ресторанов. То есть должны быть сконструированы такие задания, которые точно выведут ребят в реальные социальные отношения и потребуют от них реальной социальной активности. Пока с непрогнозируемым эффектом. Абсолютно точно лишь то, что для выполнения такого задания нужно сделать некий шаг и оказаться там, куда ты никогда еще не шагал.
– Но если занятия со старшеклассниками строить как пробы себя в социуме, не испарится ли традиционная ориентация нашей школы на «фундаментальные знания»?
– Для меня это очень неоднозначно. Недавно один из моих школьных выпускников стал еще и полноценным выпускником Оксфорда, доктором богословия. И он говорит, что нынешняя оксфордская философия образования такова: «Мы не учим знаниям. Пусть знаниям учат в Кембридже. А мы учим человека тому, чтобы он оказался способен в современном мире выстраивать коммуникации, сотрудничество, партнерство!»
Хотя, кажется, где, как не в Оксфорде, аристократию духа выращивать?
Но, конечно, не следует абсолютизировать деятельностное обществознание. И у меня нет уверенности или убеждения, что это единственный вариант познания общества, который нужно отрабатывать с ребятами. Но то, что это стоит делать, стоит попробовать, – это точно.
У меня нет мысли, что нужно двигаться по линии отказа от «школьности», по линии «дескулизации», я не считаю, что школа умерла – ничего подобного. Но у меня есть убеждение, что, занимаясь обществознанием, каких-то выходов в социум просто нельзя не делать.
Причем в начальной или средней школе это могут быть варианты проб на тему «сделай сам»: найди в реальности какое-то место, обозначенное на карте города, разработай маршрут, как туда добраться. А вот в старшем школьном возрасте это должно делаться уже как организованный бизнес-тренером провокативно-авантюрный сюжет, когда старшекласснику требуется что-то получить от социума, использовать этот социум как ресурс, позволяющий чего-то добиться.
И не менее важный сюжет в старшем возрасте – чтобы тренер выводил его на занятиях в квазипрофессиональные области деятельности. Бизнес, социальная разведка, социальное исследование – все то, что выводит на социальное действие.
Мне кажется, именно этого часто не хватает разного рода методологическим проектам, которые бывают совершенно роскошны с точки зрения концепта управления. Все эти проектные методологические колледжи, техникумы... Где у них социальный масштаб для действия? Чаще всего он такой: мы пробуем на себе же. Мы и субъект действия, и объект. Но мне кажется, что этого для молодого человека недостаточно. Такой ход не слишком привлекателен и социально конкретен. Важно, чтобы было реальное социальное поле, пространство действия, в котором ты можешь что-то изменить и увидеть, как это что-то изменилось. Нужны материальные подтверждения, чтобы увидеть: да, изменение состоялось. Например, появился новый сайт, осуществлен коммуникативный проект, найден какой-то человек.
И еще вот какой момент мне кажется в масштабе всей системы образования узким. Очень мало предлагается образцов, вариантов социальных действий, которые подъемны для старшеклассников, относительно безопасны и в которых они могут демонстрировать собственную успешность. Работа курьером, стекла машин мыть... Конечно, это тоже социальный опыт, но совсем не тот, который позволяет почувствовать собственную ресурсность по отношению к социальному делу, почувствовать и оценить свою реальную социальную эффективность.

Беседовала
Евгения СОКОЛОВА


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru