ДРУГОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Кто будет сегодня спорить с тем, что
главная миссия школы – готовить ребенка к жизни?
Конечно, а как же иначе! Потому-то и стараются
школы вооружить ребенка знаниями из самых разных
областей, формируют всякого рода умения и навыки
– что называется на все случаи жизни.
Вот только что со всем этим багажом делать –
решительно непонятно, потому что единственное,
на что у ребенка совершенно не остается времени,
– это на собственный жизненный опыт. На опыт
своего наблюдения и понимания жизни, на опыт
какого-то жизненного действия. В школе для этого
опыта места нет: ведь его не уложишь в учебные
программы, не разместишь в общей для всех сеточке
школьного расписания. Так что приходится
набирать этот опыт как бы тайком от школы.
А о школе, для которой собственная жизнь
взрослеющего ребенка является главным
предметом, остается только мечтать.
Урок практического обществознания
Как выбрать свой маршрут на карте
социальных траекторий
Марк Кукушкин, совсем еще молодой
человек – несколько лет назад преподавал в школе
историю и обществознание и даже был классным
руководителем обожавших его старшеклассников.
Теперь за его плечами более 800 тренингов для
молодых предпринимателей, для команд
сотрудников разных фирм, но каждый год Марк
Евгеньевич по-прежнему приходит к
десятиклассникам, чтобы провести весьма
необычное погружение в обществознание, которое
потом будут долго и бурно обсуждать и ребята и
учителя, – не случайно накануне этих дней
учителя осаждают кабинет завуча с просьбой
поменять часы уроков, чтобы можно было «попасть к
Марку».
– Марк, зачем это вам – идти в школу, да
еще и перекраивать на свой лад традиционные
уроки обществознания?
– Для меня это особого рода личное и
профессиональное движение.
Ведь современная школа в ее традиционных
образцах несет весьма усеченную картину
современного российского социума. Фактически он
предъявлен в школе только слоем учительства,
причем в одних случаях эта социальная группа
открыта и расположена к ребенку, а в других еще и
недружественна ему.
А это значит, что в системе образования очень
мало реальных проводников в социум. Причем речь
идет о системе любого образования – среднего,
профессионального, высшего. Ведь и высшее
образование сегодня не дает ни профессии, ни
ремесла, ни знания окружающей действительности.
Можно окончить университет с красным дипломом,
но... остаться без пропуска в реальную жизнь.
Потому-то и важно сегодня создавать для ученика
ситуации, которые бы расширяли его контакты с
внешним миром. Только нужно его при этом
педагогически сопровождать.
– Что же это за ситуации, в какую форму их можно
облечь в школе и как они вписываются или не
вписываются в уроки обществознания?
– Сейчас, поработав в бизнесе, я получил
некоторое представление о том, как это можно
делать и что именно можно делать.
Для меня, например, стало понятно, что школу нужно
насыщать разного рода образцами реальной
человеческой жизни. И я уже понимаю, как это можно
сделать с учетом в том числе и финансовых
ресурсов.
Например, это может быть человек с каким-то
уникальным жизненным опытом. Как он живет, как
свою ситуацию осмысливает, как себе представляет
эту жизнь. О чем жалеет, о чем не жалеет... Или
человек, который оказывается в ситуации
экзистенциального выбора: как это происходит?
Можно организовывать встречи с людьми разных
профессий, разных возрастных групп.
Мне кажется, это было бы особенно важно для
старшеклассников. Но понятно, что сделано это
должно быть с педагогическим тактом. А то можно
привести в школу малолетних наркоманов и
задавать им вопросы о привлекательности их
образа жизни. Но не об этом речь, а о том, чтобы
дать старшекласснику социально честную карту
тех траекторий, которые случаются с человеком в
жизни.
– Как разговорить гостя перед незнакомой
аудиторией, как сделать так, чтобы случился
контакт между ним и старшеклассниками? И потом,
кто сейчас придет в школу вот так за бесплатно
разговаривать?
– Один из моих принципов такой: если я приглашаю
гостя, то он ничего не начинает рассказывать сам.
Гостю нужно задать вопрос. Если к тебе пришел
какой-то человек, чтобы встреча с ним состоялась,
должно быть не только его усилие рассказать, но и
твое усилие спросить. Для меня это
принципиальный момент, когда с гостем нужно
построить диалог, совместное действие. И если
встречаемся с бизнесменом, то с ним обсуждаем
идеи бизнеса. Если человек – музыкант, то с ним
выдумываем и творим какую-то музыкальную штуку.
Понятно, что школа не может оплатить встречу с
такими людьми. Но, мне кажется, этого и не надо
делать. Просто люди могут так возвращать свой
долг образованию.
Если бы возникло движение людей, готовых что-то
сказать о себе и своей жизни старшеклассникам,
готовых общаться с ними, для меня это был бы
крайне ценный момент.
– Итак, чтобы стать «обществознайкой», надо
просто как можно больше встречаться с людьми
разных социальных групп, и все?
– Нет. В моем представлении курс обществознания
должен быть своего рода «микстом», смесью,
состоящей из ярмарки различных социальностей,
калейдоскопа разных траекторий человеческих
жизней и деятельности самих старшеклассников в
социуме за пределами школы. А чтобы случилась эта
собственная социальная деятельность
старшеклассников, бизнес-тренер должен уметь
дать им провокационное задание.
Например, группе из 6–7 старшеклассников дается
учебное задание развернуть бизнес, который был
бы выгоден всем без исключения учителям и
ученикам школы, приносил его сотрудникам
реальный заработок (пусть символический) и был бы
в то же время вполне состоятельной бизнес-идеей.
Вариант задания для другой группы: взять
интервью у реальной «звезды»; для третьей –
записать рецепты фирменных блюд у шеф-поваров
ближайших к школе кафе и ресторанов. То есть
должны быть сконструированы такие задания,
которые точно выведут ребят в реальные
социальные отношения и потребуют от них реальной
социальной активности. Пока с непрогнозируемым
эффектом. Абсолютно точно лишь то, что для
выполнения такого задания нужно сделать некий
шаг и оказаться там, куда ты никогда еще не шагал.
– Но если занятия со старшеклассниками строить
как пробы себя в социуме, не испарится ли
традиционная ориентация нашей школы на
«фундаментальные знания»?
– Для меня это очень неоднозначно. Недавно один
из моих школьных выпускников стал еще и
полноценным выпускником Оксфорда, доктором
богословия. И он говорит, что нынешняя
оксфордская философия образования такова: «Мы не
учим знаниям. Пусть знаниям учат в Кембридже. А мы
учим человека тому, чтобы он оказался способен в
современном мире выстраивать коммуникации,
сотрудничество, партнерство!»
Хотя, кажется, где, как не в Оксфорде,
аристократию духа выращивать?
Но, конечно, не следует абсолютизировать
деятельностное обществознание. И у меня нет
уверенности или убеждения, что это единственный
вариант познания общества, который нужно
отрабатывать с ребятами. Но то, что это стоит
делать, стоит попробовать, – это точно.
У меня нет мысли, что нужно двигаться по линии
отказа от «школьности», по линии «дескулизации»,
я не считаю, что школа умерла – ничего подобного.
Но у меня есть убеждение, что, занимаясь
обществознанием, каких-то выходов в социум
просто нельзя не делать.
Причем в начальной или средней школе это могут
быть варианты проб на тему «сделай сам»: найди в
реальности какое-то место, обозначенное на карте
города, разработай маршрут, как туда добраться. А
вот в старшем школьном возрасте это должно
делаться уже как организованный бизнес-тренером
провокативно-авантюрный сюжет, когда
старшекласснику требуется что-то получить от
социума, использовать этот социум как ресурс,
позволяющий чего-то добиться.
И не менее важный сюжет в старшем возрасте –
чтобы тренер выводил его на занятиях в
квазипрофессиональные области деятельности.
Бизнес, социальная разведка, социальное
исследование – все то, что выводит на социальное
действие.
Мне кажется, именно этого часто не хватает
разного рода методологическим проектам, которые
бывают совершенно роскошны с точки зрения
концепта управления. Все эти проектные
методологические колледжи, техникумы... Где у них
социальный масштаб для действия? Чаще всего он
такой: мы пробуем на себе же. Мы и субъект
действия, и объект. Но мне кажется, что этого для
молодого человека недостаточно. Такой ход не
слишком привлекателен и социально конкретен.
Важно, чтобы было реальное социальное поле,
пространство действия, в котором ты можешь что-то
изменить и увидеть, как это что-то изменилось.
Нужны материальные подтверждения, чтобы увидеть:
да, изменение состоялось. Например, появился
новый сайт, осуществлен коммуникативный проект,
найден какой-то человек.
И еще вот какой момент мне кажется в масштабе
всей системы образования узким. Очень мало
предлагается образцов, вариантов социальных
действий, которые подъемны для старшеклассников,
относительно безопасны и в которых они могут
демонстрировать собственную успешность. Работа
курьером, стекла машин мыть... Конечно, это тоже
социальный опыт, но совсем не тот, который
позволяет почувствовать собственную
ресурсность по отношению к социальному делу,
почувствовать и оценить свою реальную
социальную эффективность.
Беседовала
Евгения СОКОЛОВА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|