Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №69/2005

Первая тетрадь. Политика образования

ПРЕЗИДЕНТСКАЯ ПРЕМИЯ 
 

Похоже, октябрь вслед сентябрю становится знаковым временем для образования. В прошлом месяце президент определил приоритетные национальные проекты в отрасли, назвал их стоимость: 14 млрд рублей. Дал задание правительству сделать все возможное для повышения качества российского образования: внедрять современные образовательные технологии, увеличить зарплату учителям, учредить ежегодные поощрения для лучших из них.
В октябре подсчитали: обещанные Владимиром Путиным 100 000 рублей получит в среднем один сельский учитель на каждую тысячу учеников и один городской учитель на две тысячи школьников. Тогда же задумались: как определять лучших? Начали обсуждать проект критериев выдвижения учителей и школ на премию.
Еще в октябре состоялась коллегия, посвященная реализации национального проекта в области образования, на которой министр Андрей Фурсенко сказал: «Мы предложили критерии отбора лучших и теперь ждем поправок в наш проект с мест. Через год мы должны доложить о том, как распределены эти средства». Обсуждения начались уже на самой коллегии. Губернатор Красноярского края Александр Хлопонин высказал опасение: национальный проект ни в коем случае не должен превратиться в инструмент поддержки аутсайдеров. С ним не согласилась председатель профсоюза работников образования и науки Галина Меркулова: «Надо подумать о том, как поддержать аутсайдеров в каждом селе и улусе. Индексация зарплаты учителям на одиннадцать процентов не решение проблемы».
В октябре же прошел «круглый стол» по теме «Критерии отбора…» в редакции нашей газеты. Отчет о нем был опубликован в «ПС» № 67 за 11 октября. В этот день, а также на следующий зайти на наш сайт было невозможно. «Слишком много посетителей», – объяснял системный администратор. Ссылки на материал очень быстро стали появляться на педагогических форумах, в пресс-релизах региональных агентств информации: псковского, тольяттинского, забайкальского и других. И везде добавляется: «Готовым продуктом критерии пока не являются. На форуме сайта «Всероссийский интернет-педсовет-2005» все желающие могут высказать свои предложения. Все сообщения будут обобщены и лягут на стол министру образования и науки».
Первое сообщение, по-видимому, должно касаться выхода на авансцену педагогики сетевого сообщества учителей. Общение на профессиональных форумах приобрело небывалый размах: переписываются тысячи педагогов, ученых, родителей, учеников из разных регионов страны. Мгновенный обмен информацией, обсуждения, впечатления, ссылки на полезные сайты, обмен опытом – все это многое меняет в сознании учительства.
Людмила КОЖУРИНА

Как определить лучших?

В обсуждение проектов, предложенных министерством, включились интернет-сообщества учителей

«Лучший тот, кто признан в профессиональном сообществе и в обществе» (Исаак Калина).

– Не могу не согласиться с важностью участия в выдвижении на премию педагогических сообществ. Но не таких же, которых нет!!!

– Весьма проблематично станет с педагогами-практиками. Как быть, если человек – прекрасный специалист, а образование у него непедагогическое? У нас в школе такой учитель ИЗО. По специальности дизайнер. Педагогике учится на уроках, в работе, у коллег... Да мало ли, где можно учиться. Это мы все так думаем, а последнее слово принадлежит не нам. В любом случае – директору.

– Муниципальные сообщества. Ходатайства. Но кто войдет в состав комиссии? Начальник методкабинета. Неужто он станет за учителей ратовать, если будет альтернатива из “учитеновников”? Никогда.
Ассоциации выпускников? Кто мне скажет, что это такое? А кто из учителей слышал о действенном сообществе педагогов-ветеранов?

«Эти меры призваны стать инкубатором позитивных изменений в образовании» (Андрей Фурсенко).

– Эти критерии на выдвижение были бы актуальны лет пятнадцать назад. Прежняя концепция образования гласила: “Хорошее образование на всю жизнь”. Новая: “Хорошее образование на протяжении всей жизни”.
На уровне практики в кадровых службах меняются приоритеты. Если раньше двадцать лет на одном месте было доблестью, то теперь раз в 7–10 лет запланированы перемены – как вертикальные, так и горизонтальные, иногда в кардинально противоположном направлении.

– На мой взгляд, президент исходит из посылки: “У нас все хорошо, надо только взять лучших, поддержать их, распространить их опыт, и будет еще лучше”. То есть метод “маяков”. Этот метод нам принципиально не подходит.

– Попытка провести мероприятие “Обсуждение критериев и процедур” обернулась требованием власти наложить косметику на свое безусловное право распределения денег. “Верхи” дали установку на отшлифовку критериев, а о влиянии на способ распределения премий речь не шла. Может быть, потому, что схемы утечек уже продуманы?

– «Круглый стол» просмотрела. По первому впечатлению – президентская премия для школы и учителя чем-то напоминает строительство школы в Беслане. Новая сверхроскошная – она как выкуп за преступление. Что-то в этом есть позорное, унизительное, рабское и для дарящих, и для одариваемых.

– Коллеги, а я понял! На самом деле эти премии могут сыграть не просто важную, но важнейшую роль в становлении творческих начал российского образования. Но этапов (комиссий) должно быть еще больше, чтобы чиновники заобсуждались в этих комиссиях. Глядишь, и в школу будут меньше лезть.

– Проблема “10 000” не создает, а уничтожает механизмы, способные “кардинально поднять качество отечественного образования,” и не создает “основы для прорывного инновационного развития страны, для укрепления ее конкурентоспособности”, как думает президент. Для реализации заявленной цели деньги лучше потратить на солидную оплату мастер-классов, курсов, открытых уроков и т.п., проводимых творческими учителями. При этом может быть задействована система ваучеров, когда именно потребитель, то есть посетивший мастер-класс учитель, голосует этими деньгами. Доплата учителям, написавшим методическое пособие, востребованное коллегами. Премии для учителей, заметивших и воспитавших призеров международных олимпиад… За реальное дело надо платить.

– Справедливых критериев нет и быть не может: нет в России десяти тысяч «лучших» учителей. Есть полтора миллиона разных. По любой из полутора миллионов возможных мерок.

«Не осуждать, а обсуждать, изменять, дополнять» (Исаак Калина).

– Критерий «позитивная динамика достижений обучающихся за последние три года, а также результативность внеурочной деятельности по преподаваемым предметам» не содержит ясности в применении. Имеется ли в виду сам факт наличия позитивной динамики или степень ее выраженности?
Предлагаю: «Отсутствие негативной динамики образовательных результатов за последние три года в каждом отдельном классе».

– Один критерий хотелось бы видеть расшифрованным более подробно. “В деятельности учреждения не зафиксированы нарушения законодательства...”. В школы систематически приходят с проверками представители пожарной инспекции, центра Санэпиднадзора и т.п., фиксируют различные нарушения, выносят предписания. Можно ли на 100% выполнить требования нормативных документов, например, СанПиНов? Нет, конечно!
– Я о травматизме. Мой собственный сыночка, будучи учеником 11 класса, за полгода умудрился заработать пять переломов конечностей различной степени тяжести. И никакой вины школы в этом нет! Как тут быть? Ведь это дети. Когда ставят невыполнимые условия, не начнется ли поиск лазеек, не наступит ли время приписок, очковтирательства?

– Прочитал «круглый стол». Возникли вопросы. Почему бы не обсудить критерии самооценки и взаимооценки? И присуждать премию не за результаты “измерения”, а за адекватный выбор именно этих критериев, естественно, подтвержденных?

– В проекте есть строка «Результаты выдвижения кандидатов на премию Президента размещаются органом управления образованием субъекта Российской Федерации в средствах массовой информации». Но этим обеспечиваетcя минимальная прозрачность отбора. А максимальную могли бы обеспечить интернет-сайты с информацией о кандидате, организация обсуждений на форумах.

– Предлагаю различать критерии необходимые и достаточные. Первые должны быть всеобщими; вторые – скорректированными на местах с учетом образовательной ситуации в регионе и опыта предыдущих отборов.

«Чтобы недостойные не прошли» (Исаак Калина).

– Хорошие документы! Приятно читать. Только вот квоты… А без них нельзя обойтись? Есть гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением предметов, где учатся отобранные дети. А есть и простые школы, которые учат всех. Им нисколько не легче работать, а может, сложнее. Только школам, в которых учатся трудные дети, никогда не получить премии президента.

– В распоряжении директора должны быть средства, на которые он бы мог обеспечить требования безопасного нахождения детей в школе, стимулировать развитие тех или иных направлений деятельности коллектива. Без этого борьба за премию бессмысленна для обычных школ, в которых учится основная масса детей России.

– Все это игра. В педсовет или в премию. Любой чиновник образования сегодня знает, и какая школа нужна, и какой учитель, и какая у него зарплата должна быть – категория, нагрузка, доплаты, льготы и пр., пр.
– Процедура и критерии оценки номинантов должны быть прозрачными. Будут ли доступны итоговые протоколы голосования экспертов? Думаю, это пошло бы на пользу репутации премии, да и организаторам задавали бы меньше вопросов.

– Пресловутые 100 000 скорее всего и не дойдут до учителей в прямом смысле слова. Ведь завруно тоже числится где-то в подведомственной школе учителем. Сужу по скромным грантам в отдельных территориях. Открыв списки, видишь, что они процентов на 50% не из учителей составлены. А за сумму в несколько годовых окладов держатели итоговых списков глотки перегрызут друг другу, но себя не забудут.

– Больше всего меня поразило огромное число скачиваний этих проектов на сайте. Это реальное отражение значимости на местах такой премии и одновременно степень неверия в действенность обсуждений.

– Мое мнение – предложенные меры:
а) породят напряжение в педагогических коллективах;
б) сделают невозможным участие творческих педагогов в определении образовательной политики (на уровне школы, муниципального образования и т.д.) – любое конструктивное предложение будет вызывать массу попреков;
в) станут дополнительным рычагом давления на творческих педагогов со стороны управленческих органов;
г) потребуют дополнительных бюджетных расходов (из бюджета образования, конечно) для обеспечения работы всех многочисленных комиссий, обеспечивающих фильтрацию списка;
д) станут для чиновников очередной имитацией кипучей деятельности.
Вывод: предложенные меры прямо противоречат заявленным целям, являются провокацией по отношению к работникам образования, и мною, как практикующим учителем (стаж 15 лет), автором 20 учебных и методических пособий (общий тираж – свыше 1,5 млн экз.), лауреатом конкурса “Учитель года 1999”, не могут быть поддержаны.

«Не нужно быть провидцем» (Расхожая фраза).

– Все будет проще, намного проще! Вы знаете такую книжечку, как “Наградная система работников образования”? Все детально прописано: кто, как, состоял ли в “Негласном комитете при Александре I” или нет, был ли в плену… Так же будет проверяться незапятнанность. Ну, чуть-чуть строже. Президентская премия все же!

– К сожалению, выбран наихудший способ распределения этих денег. Он настолько плох, что фактически является дискредитацией самой идеи. Создается еще один канал для кумовства и распила бюджетных денег за откаты.

– Абсурдны критерии распределения премий школам. Все пункты означают, что школа в принципе может давать качественное образование, но так ли это на самом деле – не важно. Издевательство над здравым смыслом не приведет к повышению уровня школьного образования.

– Не обремененный официальным званием и служебной ответственностью, я позволю себе чуть-чуть пофантазировать на тему зарплаты в связи с президентской инициативой. По моим оценкам, выплаты работникам образования в нашем регионе снизились разными способами и ухищрениями примерно на столько же, насколько должна подняться зарплата по федеральному закону. И это понятно – нет у регионов возможностей “за счет недр земли нашей” давать премии.
Но тут вещь небывалая. Президенту позарез нужен психологический перелом в сознании бюджетников, и премия призвана обеспечить этот перелом. И не имеет значения, по каким критериям и кто получит немалые деньги. С точки зрения экономики образования не важно, будут ли это лучшие или худшие. Важно, чтобы у некоторых зарплата поднялась на ту высоту, которую можно признать достойной И тогда не слова о достойной зарплате учителя будут планкой, а реальные доходы десяти тысяч учителей из полутора миллионов. Это 0,67%, или один из 150. Возможно, для смещения акцентов этого достаточно. К тому же люди начнут привыкать и к неодинаковости.

– Когда же народ поймет, что чиновник – это механизм. Больше того, смазка механизма. В лучшем случае – персональный моторчик для отдельной шестеренки. Президент сказал: «Будет премия» – и никто изменить этого не может. И для Калины эта часть обсуждения лишена смысла. А для нас, не связанных регламентом «круглого стола»? Что значит «корректировка критериев»? Например, как предложил Е.Рачевский, считать не травмы и преступления, а их динамику? Лучше забыть этот случай – ну опоздали и опоздали. Лучше спросить у “хороших” чиновников, что еще там зреет в недрах – и уж так подготовиться! Обсудить все как следует, по справедливости!

По материалам форумов сайтов Министерства образования и науки, Всероссийского педсовета-2005, Интергу.ру


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru