Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №69/2005

Первая тетрадь. Политика образования


НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ 

Ольга ДАШКОВСКАЯ

Законодательная власть становится очень исполнительной

Во втором чтении проекта бюджета депутаты отвергли все свои поправки. И приняли только правительственные

Накануне голосования думский Комитет по бюджету и налогам утвердил две таблицы. Одну из них, содержащую 14 поправок, комитет рекомендовал принять, другую – из 364 пунктов – отклонить. В первой таблице были собраны правительственные поправки, во второй – думские. Депутаты проголосовали именно так, как рекомендовал Комитет по бюджету и налогам.

– Многие поправки касаются конкретных направлений расходов и относятся к третьему чтению, – объяснил причину председатель Комитета по бюджету и налогам Юрий Васильев. – Депутаты сделали фальстарт.
– Когда дело дойдет до рассмотрения бюджета в третьем чтении, окажется, что внести поправки уже невозможно, – ответил Васильеву кто-то из парламентариев.
Председатель Комитета по бюджету и налогам в дискуссию вступать не стал.
Собственно, на этом рассказ о втором чтении бюджета можно было бы заканчивать. Но перечень отвергнутых поправок – прекрасная иллюстрация к разговорам о «социально-ориентированной» политике государства.
Зампред Комитета по образованию и науке Олег Смолин совместно с коллегами из КПРФ разработал поправки, в основе которых – предложения ЦК профсоюза работников образования и науки.
– Мы должны проголосовать, как подсказывает совесть, – сказал Смолин, когда его поправки пошли на голосование.
Совесть подсказала депутатам, что повышать стипендии студентам и учащимся ПТУ, увеличивать в 1,5 раза зарплату учителей не следует; не нужно и платить надбавки за стаж молодым учителям, выделять деньги на питание школьников и на закупку учебников.
Впрочем, часть депутатских поправок, касающихся образования, были откровенно популистскими. Например, Сергей Глазьев предложил потратить 200 миллиардов рублей, или 1/5 часть Стабфонда, на зарплаты бюджетникам.
– По действующему Бюджетному кодексу Стабфонд не может быть использован на эти цели. Для начала надо внести поправки в Бюджетный кодекс, – напомнил Юрий Васильев.
Эту фразу ему пришлось повторять еще несколько раз в течение заседания.
Некоторые идеи депутатов были «учтены частично». Например, Комитет по делам женщин, семьи и молодежи предложил дополнительно потратить 400 миллионов рублей на «оздоровление детей-сирот, детей-ивалидов, детей неработающих родителей».
– В прошлом году расходы на это были 1,7 миллиарда рублей, – заявил отстаивавший поправку «единоросс» Александр Сизов. – А в 2006 году на эту статью предусмотрено лишь 1,3 млрд рублей. Мы лишаем возможности оздоровиться почти 300 тысячам детей-сирот, инвалидов, северян.
– Благодарю вас за важное предложение, – сказал Юрий Васильев. И сообщил, что поправка частично учтена: – Средства на эти цели выделены в разных разделах бюджетной классификации.

А что принесут образовательной сфере бюджетные поправки правительства?
Сокращены с 206 млрд до 201,4 млрд рублей расходы по разделу «Образование». Эти средства перенесены в раздел «Межбюджетные трансферты». Предполагается, что эти деньги пойдут непосредственно в регионы на осуществление различных образовательных проектов.
Дополнительно в бюджет заложено 8,9 миллиарда рублей на «образование как национальный проект». Однако эти средства пока не вписаны в соответствующий раздел и затерялись где-то в дебрях «бюджетной классификации», о которой говорил депутат Васильев.
Один миллиард пойдет на школьные автобусы (на условиях софинансирования с регионами), два миллиарда – на «возведение быстровозводимых» (цитата из документа!) физкультурно-оздоровительных комплексов в субъектах РФ на аналогичных условиях, 2,3 миллиарда – на лабораторное оборудование и наглядные пособия для школ.
Наконец, самая весомая сумма – 3,6 млрд рублей – будет потрачена на повышение надбавок за ученую степень кандидатам и докторам наук, работающим в вузах. Напомним, что так правительство реализовало одно из предложений профсоюза работников образования и науки.
Еще в ходе первого чтения депутаты заявляли, что средства на приоритетные проекты заложены в бюджет таким образом, что их нелегко найти среди статей даже специалистам. Тогда же парламентарии задавались вопросом: а как будет осуществляться контроль за расходованием этих средств? Ответа пока не получено.

…Итак, исполнив формальный ритуал обсуждения депутатских инициатив и не утвердив ни одну из предложенных ими поправок, Госдума приняла за основу во втором чтении проект федерального бюджета России на 2006 год. При необходимых 226 голосах «за» проект главного финансового документа страны во втором чтении проголосовали 334 депутата, «против» – 88.
Третье чтение проекта бюджета-2006 в Госдуме назначено на 18 ноября.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru