Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №68/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ПЕРЕД ВЫБОРОМ

Интерес к школе полного дня обозначился сегодня во многих регионах России. В последние годы такие школы появились в Москве, Санкт-Петербурге, Томске, Иркутске, Владивостоке, Тамбове…
В увеличении школьного времени управленцы видят ресурс, позволяющий справиться с наболевшими социально-образовательными проблемами, в том числе с обеднением развивающей среды региона.
В действительности оказалось, что введение полного дня, решая одни проблемы, порождает другие – не менее острые, выводящие на серьезное размышление о принципах управления образованием, о природе и назначении школы.

Опыт, который невозможно получить в коллективе
Чем грозит школьнику пребывание в однообразной социальной среде

Для роста ребенку нужна вся деревня.
Африканская пословица

Школа полного дня, конечно же, имеет свои плюсы. Но только стоит помнить о том, что долгое нахождение ребенка в однообразной социальной среде чревато другими проблемами, которые дадут знать о себе не сразу.
Давайте разберемся, почему школа не может и не должна занимать ребенка полный день. Ребенок приходит в школу за знаниями, но личностью он становится, если приобретает многообразный опыт. Во второй половине дня благодаря спонтанности и свободе маленький человек получает совсем другой опыт, который не могут организовать взрослые дяди и тети, будь они даже самыми талантливыми педагогами. Прежде всего это опыт выбора (занятий и людей), опыт распределения времени и, самое главное, опыт общения человека с самим собой, прислушивания к себе. Увы, этот опыт трудно или невозможно получить в коллективе.
В этом смысле, я думаю, особенно пострадают три категории детей: интроверты, мальчики и подростки. Интроверты не могут долго находиться в окружении большого количества людей. Для сохранения психического здоровья им необходимо уединение. А если ребенок при этом медлительный или рассеянный, то для него угнетающим фактором будет навязанный извне темпоритм. И среди взрослых есть люди, страдающие от постоянной публичности, как правило, они выбирают профессии, в которых нет необходимости постоянно быть на людях. А вот у ребенка в школе почти нет возможности выбирать, сколько времени проводить в обществе, а сколько быть одному, когда трудиться и как отдыхать, что делать основательно, а чем пренебречь.
Для мальчиков важнейшим условием становления является опыт риска и преодоления себя. Рисковать, в том числе и своим здоровьем, им необходимо, чтобы осознать границы опасности. На территории школы все зоны риска, как правило, отсутствуют, а постоянный присмотр взрослых полностью снимает с мальчика ответственность за его поступки и поведение. Однако взрослые не смогут уследить за всем, но страх быть застигнутыми приведет к тому, что ребячьи разборки «уйдут в подполье» и, возможно, поэтому могут стать более жестокими. Для детей, которые окажутся в роли жертв, долгое пребывание вне дома станет особенно опасным.
Подростки вообще крайне болезненно относятся к любому принуждению. Самое важное для них – проявлять самостоятельность. Очень упрощая, можно сказать, что они заняты в основном двумя вещами: тестируют себя и коллекционируют личности (ищут образцы для подражания). Для этого необходимо оказываться в самых разных, но реальных жизненных ситуациях. Если подростка оставить в школе до 6–8 часов вечера, он все равно будет стремиться к новизне впечатлений, но будет делать это поздно вечером или ночью. В лучшем случае он просто будет меньше спать, в худшем – искать более острую, концентрированную опасность.
Меня настораживают разговоры о том, что школа полного дня решает проблему защиты детей от наркотиков, алкоголя, дурных компаний. А как быть с каникулами, когда ребенок все равно предоставлен сам себе, но не имеет опыта организации своего свободного времени? Как быть с ребенком после 9 класса, если его взросление проходило в основном на закрытой территории школы? Вопреки лучшим побуждениям взрослых перед лицом улицы подросток окажется гораздо уязвимее и беззащитнее.
Еще более спорным мне кажется аргумент о том, что общеобразовательная школа может заменить учреждение дополнительного образования. Система организации детского досуга на самом деле очень сложна. Даже если удастся предоставить ребенку выбор кружка или студии, не решится другая проблема – смены среды обитания.
Самой важной отличительной чертой хорошего учреждения дополнительного образования является особая атмосфера. Очень коротко назову составляющие этой среды – атмосферы, а вы подумайте, можно ли их привить на почве общеобразовательной школы.
Важна специально организованная среда (ведь ребенок не механическая игрушка, у которой можно нажатием кнопки сменить режим «ученик» на «расслабься, отдыхай»). Это могут быть уютные небольшие или, наоборот, очень большие специально оборудованные помещения, где есть возможность лежать, сидеть, свободно передвигаться в пространстве (школьную форму нужно снять – это важно!). Нужны другой цветовой дизайн, простор и освещенность, потому что только неформальная обстановка даст возможность раскрыться ребенку в творчестве.
Выстраивается особая психологическая атмосфера: у ребенка должен быть собственный мотив (интерес) заниматься чем-то, а значит, и право выбора бросить (не надо этого бояться – чтобы бросить какое-то занятие, тоже надо проявить ответственность). Без этого права всякое дополнительное становится обязательным, и теряется смысл.
Общение педагога и ребенка, детей в группе строится на принципах добровольности и признания; отсутствия оценивания, отказа от стремлений к формально выраженному результату. Но есть право на ошибку (даже у педагога); а в отношениях присутствует эмоциональная взаимоподдержка.
Должен преобладать практический способ познания, и, значит, педагог должен быть профессионалом в своей области (например, актером, спортсменом, то есть мастером какой-либо сферы), который не объясняет, а показывает. Нужны другие формы занятий – тренинги, групповые импровизации, конкурсы всех видов, этюды, игры и многое другое, что предполагает естественные препятствия на пути достижения цели и требует от ребенка волевых усилий для их преодоления.
И самое главное. Чтобы обеспечить условия для творческого развития ребенка (а ведь это и есть цель дополнительного образования), система должна быть многовариантной и динамичной.
Допускаю, что некоторые школы благодаря многолетней и грамотной работе к этому готовы. А все остальные? Вряд ли.

Наталья САМСОНОВА,
директор «Школы творческого развития “Ключ”»
г. Петрозаводск


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru