Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №68/2005

Первая тетрадь. Политика образования

ШКОЛА И ВЛАСТЬ

Три месяца назад глава города Ишима Тюменской области Виктор Рейн издал приказ о реорганизации городской музыкальной школы № 1 в автономную некоммерческую организацию (АНО).
Учителя отказались подписывать приказ главы. "Если переход в АНО – прогрессивный шаг, то почему не учитывается мнение коллектива?" – написали педагоги в письме на имя В.Рейна. – "Реорганизация вызовет рост родительской платы. Образование будет доступным лишь для тех, кто может заплатить немалые деньги".
Глава города на письмо не отреагировал: по закону он вправе поступить со школой как угодно. Но педагоги все еще не теряют надежды, что реорганизацию удастся отменить…

Дополнительное образование будет финансироваться из бюджета. Семейного…
Государство решило больше денег не давать

Ни Конституция, ни законы и другие нормативные акты федерального уровня никогда не гарантировали гражданам права получать дополнительное образование за счет бюджетных средств. Фактически власти разных уровней финансировали систему дополнительного образования «по инерции». Основные расходы приходились на бюджеты регионов, так как муниципалитеты в стране в большинстве своем дотационные.
В 2000 году депутаты Думы Иван Мельников (КПРФ) и Олег Смолин попытались узаконить государственное финансирование дополнительного образования. Подготовленный ими законопроект был принят в трех чтениях Государственной думой и утвержден Советом Федерации. В нем было определено, что из бюджетов всех уровней государственным и муниципальным учреждениям дополнительного образования детей ежегодно выделяются финансовые средства из расчета: 18 и более педагогов на каждые 10 тысяч населения.
Однако президент В.Путин законопроект не утвердил. Тем не менее система дополнительного образования, где бесплатно обучался каждый третий ребенок в России, продолжала существовать.
После принятия 122-го закона ответственность за финансирование учреждений дополнительного образования была целиком и полностью возложена на муниципалитеты. Субъекты Федерации могут лишь «предусматривать дотации на эти цели при наличии достаточных средств». Но, как известно, лишних денег никогда не бывает, особенно в бюджетах.
Муниципалитеты реально финансировать дополнительное образование в прежних объемах не готовы. Один из способов экономии – изменение организационно-правового статуса учреждений дополнительного образования. Чаще всего их преобразовывают в автономные некоммерческие организации (АНО). Муниципалитет финансирует эти организации не по реальным потребностям, а в соответствии с бюджетным заказом, который сам же и определяет. А если принято решение экономить, то и заказ будет соответствующий.
При этом реорганизация в АНО – действие законное. Право принимать такие решения принадлежит собственникам имущества учреждений дополнительного образования, то есть все тем же муниципалитетам.
Что же касается федеральных льгот и гарантий педагогам, работающим в муниципальных учреждениях, то они полностью утрачены еще с момента вступления в силу 122-го закона. Теперь решения по этим вопросам принимают местные органы власти. Единственная федеральная гарантия, которую теряют педагоги при смене статуса на АНО, – право на досрочную педагогическую пенсию.
Чиновники утверждают, что в результате смены организационно-правовых форм в дополнительном образовании «повысится эффективность бюджетного финансирования». Но здесь необходимо напомнить историю финансовой самостоятельности бюджетных образовательных учреждений вообще. Они получили ее в начале девяностых годов: государство, испытывая дефицит средств, фактически поставило дополнительное образование в условия самовыживания. После того как некоторые учреждения «встали на ноги» и научились зарабатывать внебюджетные средства, государство увидело в этом возможность пополнить доходы бюджетов разных уровней. С 1 января 2000 года вступили в силу законы, лишающие учреждения всех налоговых льгот и признающие внебюджетные доходы одним из видов бюджетных.
Теперь, похоже, делается следующий шаг: реорганизация в АНО с целью постепенно отказаться от бюджетного финансирования дополнительного образования вообще.

Дмитрий РАСТИМЕШИН,
Сергей ЛЕБЕДЕВ

Алина Каплунова, заместитель директора ДМШ № 1 города Ишима:
"После реорганизации мы превратимся в школу для богатых"

– Мы спросили у директора: мы все еще учителя? Он говорит: да.
Но тогда почему нас лишили удлиненного отпуска, компенсации за методическую литературу, досрочной пенсии? По сути дела, мы потеряли статус учителей.
Мы с этим не согласны! Поэтому никто из нас не подписался под приказом о реорганизации нашей школы в АНО. Наш директор предупредил нас: кто не согласен с АНО, тот не имеет права работать! Или приказ подписывайте.
Но как мы можем подписать документ, с которым категорически не согласны? Ведь после реорганизации мы превратимся в учебное заведение для детей богатых родителей. Потому что содержать нашу АНО будет не бюджет, не государство, а родители.
Уже сейчас за каждого ребенка платят в месяц 370 рублей. Раньше у нас были льготы для малообеспеченных, для одаренных, для ребят из неполных или многодетных семей. Теперь все это пришлось убрать.
И вот результат. В прошлом году у нас было 215 учеников. В этом – 160.
И это еще только начало. Наш директор имеет предписание, чтобы мы получали зарплату не ниже прожиточного минимума, а он у нас в городе 2800 рублей. Сейчас нам повысили ставки. И до минимума дотянули. Но к весне нас лишат всех надбавок, которые выплачивались из бюджета. Единственный выход – повышать родительские взносы...
Пенсионеров у нас всех уволили, часы сократили (это еще два года назад началось, в рамках так называемой оптимизации), но никто из учителей пока не собирается уходить, несмотря на полную безысходность нашего положения. Потому что мы любим свое дело, в нем вся наша жизнь!
Все чаще и чаще нам кажется, что все это ведет к уничтожению дополнительного образования. Но почему? Кому мы помешали? И что они предлагают взамен? Ведь ничего не предлагают! А как же дети?
Хотя, конечно, никто прямо не говорит, что музыкальные школы надо закрывать. Наоборот, у нас мэр на гармошке играет и всячески за культуру ратует. Но это на словах.
Когда мы пытаемся поговорить с чиновниками, то натыкаемся на каменную стену. Они отвечают, что в Конституции не написано, что государство должно поддерживать дополнительное образование. Но ведь там и не написано, что государство должно его уничтожать!

Владимир Белоусов, заместитель главы города Ишима:
"…А по Конституции у нас и нет никаких обязательств"

– Как это почему происходит реорганизация?! В послании Президента РФ было четко сказано о необходимости перехода к бюджету, ориентированному на результат. По всей Тюменской области идет преобразование музыкальных и художественных школ в АНО. При этом финансирование ни в коем случае не уменьшается. Оно становится адресным и поэтому более эффективным. То, что учителя говорят, будто бюджет их бросил, – не соответствует действительности. Финансирование стало даже больше, чем было. В той же ДМШ № 1 сейчас мы делаем ремонт на 2 миллиона рублей.
И потом… мы же с вами читали Конституцию… Мы же прекрасно знаем, что там написано про государственные обязательства по отношению к общему образованию… И ничего не сказано про образование дополнительное.
Но обязательства бюджета не сняты: коммунальные платежи, ремонт – все на нас. А новая форма – автономная некоммерческая организация – дает школе больше финансовой самостоятельности.

Записала Наталья КЛЮЧАРЕВА


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru