Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №67/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ПУТИ СОТРУДНИЧЕСТВА 
 

Бадма САЛАЕВ,
министр образования Республики Калмыкии

«Нам важно, что учителя могут не только слушать лекции, но и задавать вопросы»

Бадма САЛАЕВ– Бадма Катинович, существует множество различных курсов и программ для учителей. Почему же вы решили проводить именно педагогический марафон?
– Мы постоянно ищем новые формы повышения квалификации наших педагогов. Нам интересен формат марафона, когда учителя не только слушают лекции, но и могут – в рамках «круглого стола» – задать волнующие их вопросы. И самое главное – это люди, которые привлекаются к проведению марафона. Ямбург, Скворцова, Андреева, Решетников – это ведь имена в педагогике!
Мы всегда стараемся выяснить: нравится учителю то, что мы организуем, или нет? Поэтому на каждом мероприятии проводим анонимное анкетирование. Отзывы о прошлом марафоне оказались очень хорошими. Была и конструктивная критика. Например, учителя предложили ввести интервал между днями, чтобы была возможность добавить практики. Мы это учли, и сейчас марафон разнесен на четыре понедельника, а вторая часть каждого дня посвящена «круглым столам»: обсуждению практических вопросов с нашими методистами.
На этот марафон записались уже свыше полутора тысяч. Но приедут, я думаю, еще больше. Только сегодня было 478 человек. Мы делаем все возможное, чтобы поучаствовать в марафоне смогли все желающие: предоставляем в районы транспорт, устраиваем проживание в гостиницах по сниженным ценам. По предварительным результатам сегодняшнего анкетирования 85% участников полностью довольны, у остальных есть пожелания, недовольных нет вообще. И более 70% хотели бы, чтобы такой марафон прошел еще раз.
– Однако кроме марафона у вас много других проектов. В газетах писали об акции «Родная школа», когда выпускники помогали своим школам.
– Акция «Родная школа» носила не столько финансовый, сколько воспитательный характер. Есть же эта проблема: забывают выпускников, забывают учителей, ушедших на пенсию. А должна быть преемственность в школе. И это была дань уважения учителям, классу, школе. Вопрос же финансовой помощи решали сами бывшие ученики по желанию.
Также мы в этом году вместе с писателями и художниками проводим акцию «Искусство – детям Калмыкии». Ее суть в том, чтобы школьники могли встретиться и пообщаться с людьми искусства. Проводятся мастер-классы в сельских школах. Ведь там много одаренных детей.
– А сколько у вас сельских школ?
– Больше восьмидесяти процентов. В Элисте двадцать школ, а всего в Калмыкии – 230. При этом мы не закрыли ни одной. У нас есть школы, где учатся и пять, и три, и один ученик. Мы прекрасно понимаем, что значит школа для села, и пытаемся сохранить их все.
– Главное препятствие, должно быть, это нормативное финансирование?
– Мы пока не перешли на нормативно-подушевое финансирование. Мы хорошо понимаем, что если ввести норматив сразу, это прежде всего может болезненно сказаться на детях.
Уже второй год мы обучаем наших руководителей образования основам экономики: как формировать бюджет, как работать с ним, как рассчитывать статьи.
Во-первых, чтобы директора владели этим инструментарием. Во-вторых, чтобы они сознавали, что нормативное финансирование – вопрос сегодняшнего и завтрашнего дня и его избежать не удастся. Чтобы они владели информацией и были морально готовы разъяснить и учителям, и родителям, и ученикам, что происходит.
Тогда бы мы смогли не разрушить то, что уже есть, и найти какие-то свои пути развития. Формы «детский сад – школа», «школа – культурный центр», еще варианты. Пока четкого решения у нас нет. Но мы ищем.
Например, у нас возникла такая формулировка – не оптимизация сети школ, а оптимизация расходов. Когда мы подсчитали траты школ, выяснилось, что очень много идет на оплату коммунальных сетей. Поэтому мы разработали трехлетнюю программу перевода всех школ на автономное отопление. Из-за снижения теплопотерь это сразу даст экономию минимум на тридцать процентов.
Автономные котельные будут работать на газе. Каждая школа окупается в течение двух лет. Конечно, на первом этапе это затратное предприятие. Но председатель правительства одобрил нашу инициативу. При этом все сэкономленные финансовые средства должны оставаться внутри школы.
То есть мы говорим: «Да, мы сами научимся считать свои деньги, но при этом у нас эти деньги никто не должен забирать. Иначе у директора нет никакого стимула».
Таким образом, в прошлом учебном году мы разными формами экономии получили 51 миллион рублей.
При этом мы принципиально не сдаем в аренду ни одно помещение на территории школы. Это наша позиция.
– Как же вы находите общий язык с финансовыми ведомствами?
– Очень помогает, что в правительстве нас не воспринимают как черную дыру, куда уходят деньги. Наши проблемы понимают на всех уровнях – и правительство, и президент. При президенте работает совет по образованию, куда входят ученые и бывшие руководители образования.
Аналитические материалы мы выносим через этот совет сразу на уровень президента. Такое отношение дает возможность проводить даже затратные программы. Например, программу развития трудового воспитания детей. Она подразумевает выделение школам безвозмездных ссуд на создание и развитие ученических бригад и подсобных хозяйств.
Но суть не в том, чтобы зарабатывать на этом деньги. Главное здесь, да и во всех наших начинаниях, – воспитание.
– А как у вас строится общение с родителями и учениками?
– В каждом районе есть День Министерства образования. Выглядит это так: десант министерства во главе со мной садится в автобус и едет в район. Мы делимся на три группы, каждая берет на себя несколько школ. При этом в следующий раз в этом районе группы едут уже в другие школы.
В школах мы устанавливаем урны, куда ученики могут анонимно положить записку. Мы обязательно встречаемся с детьми. Как минимум 45 минут, без присутствия учителей. Формат общения: вопрос – ответ, пожелания. Если возникают конфликтные ситуации, мы пытаемся решить их сразу, на месте. Если вскрывается какая-то серьезная проблема, в школе начинают работать наши психологи. Также, конечно, мы обязательно стараемся встретиться с родителями и с педагогами.
– Но кроме психологических конфликтов школа сталкивается с множеством других трудностей. В том числе социального и финансового характера..
– Есть проблемы, которые мы можем решить сами. А есть вопросы, касающиеся муниципального самоуправления. В течение учебного года мы в каждом из 13 районов республики собираем директоров школ, сотрудников финотдела, местного управления образования, отдела культуры, соцзащиты и глав сельских муниципальных образований. И все проблемы, которые я слышу от учеников, родителей, учителей, я адресую им.
Также мы плотно работаем с замами глав районов по социальной работе – с ними мы встречаемся раз в два месяца только по вопросам образования. Нам удалось так построить свою работу, что все нам идут навстречу и готовы с нами сотрудничать.
Но бывают проблемы, которые можно решить только на уровне главы правительства.
Здесь мы работаем так: раз в квартал председатель правительства проводит селекторное совещание с главами районов по проблемам образования.
И еще один вектор работы – общение с депутатами от образования всех уровней, от поселкового до республиканского. Два раза в год мы их собираем, чтобы они были в курсе наших проблем и планов. Естественно, от них нам необходима финансовая поддержка наших проектов.
Мы не даем о себе забыть, нас знают, наша работа на виду, и это дает свои результаты.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru