Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №67/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

Симон Львович СоловейчикДЕВЯТЫЕ СОЛОВЕЙЧИКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ 
Тема чтений: «КАК НАМ СЕГОДНЯ ВОСПИТЫВАТЬ ДЕТЕЙ?» 

 

Окончание. начало читайте, пожалуйста, в № 66

 

 

 

 

КРУГЛЫЙ СТОЛ

Ведущий Василий КОЛЬЧЕНКО

Можно ли воспитывать без конфликтов?

Ценности воспитания или воспитательные стереотипы?

«Круглый стол» подразумевает, что мы сидим близко друг к другу и вместе пытаемся обозначить проблему, обмениваемся историями и мнениями, ищем выходы и решения… И вот что получается в этом нашем общем на всех разговоре. Участники предлагают свои мнения по разным, задаваемым ведущим, вопросам, а в результате складывается общее понимание.

Василий КОЛЬЧЕНКО

Первый вопрос – что такое педагогический конфликт?
Вместе подумали и описали: несовпадение позиций, противодействие, ситуация неудачи, спор, борьба…
А кто с кем у нас в педагогике конфликтует?
И это понятно: учитель с учеником, родители со всеми подряд, ученик с другими учениками, педагог с учебником, ребенок с учебным предметом, педагог с администрацией, человек с самим собой... Вот пример спора с собой: учить ли детей быть хорошими, или это только осложнит их жизненный путь?
А почему в педагогическом контексте слово «конфликт» всегда звучит негативно?
Мы заранее считаем, что подобные ситуации в школе, на уроке – это плохо, потому что это мешает плавному течению урока. Лучше бы без них. А еще конфликт часто перерастает в противостояние, а мы не умеем корректно выходить из острых ситуаций и ждем от конфликта только плохого, а еще конфликт всегда ранит душу.
Но ведь при каждом шаге, при каждом мышечном сокращении человек получает микротравмы. Что же, давайте уложим человека в постель, чтоб уберечь от травм? И что с ним будет через полгода? Да он просто разучится ходить! И постоянно оберегаемый от острых ситуаций человек будет не в состоянии жить вообще? Потому что жизнь, если подумать, – это и есть цепочка как-то разрешаемых конфликтов. Избежать их невозможно. Надо научиться с ними справляться.
Но большинство педагогических конфликтов все же во вред делу, учителю и ребенку. Бессмысленные, глупые, тупые конфликты разъедают душу, разрушают отношения. Невозможно воспитывать, невозможно учить, когда идет война на уничтожение друг друга.
Из чего вырастает конфликт?
И снова палитра мнений: из несогласия, из несовпадения интересов, из отсутствия личностного смысла, из упрямства, из непонимания, из невосприятия, отторжения; личной антипатии, несостоятельности или малоопытности педагога; из «жизни назло», из жестокости...
А есть ли в памяти пример положительного или отрицательного конфликта? И какой проще вспомнить?
Ну конечно, большинству аудитории первым вспоминается отрицательный конфликт...
А какие чувства и действия мы можем противопоставить конфликту?
Чуткость, понимание, умение. Терпение, доверие, уважение. Чувство юмора, вера в ребенка, забота и любовь.
Можно и нужно уметь предвидеть конфликтную ситуацию, уметь ею управлять. И обратите внимание, что учебные ситуации больше допускают предвидение, чем личностные.
Но в любом случае острая ситуация может стать важным инструментом воспитания в руках учителя, ведущим способом педагогической работы. Ведь и само обучение есть конфликт, преодоление барьеров.
И тогда конфликт становится двигателем прогресса.
Смотрите: в воздухе запахло тревогой, и нужно срочно предупреждать конфликт или разрешать его. Можно составить, придумать предварительную программу действий, провести анализ ситуации, спрогнозировать ситуацию, возможные действия, позволяющие его разрешить…
Дело, наверное, не в том, чтоб действовать или молча считать до десяти. Может быть, суть в том, чтоб остановить мгновение зла в душе, чтоб оно угасло, прошло.
Размышляет ведущий:
«Есть наука конфликтология, кто-то пишет об этом научные труды, но мы сейчас с вами опираемся на наш коллективный практический опыт. И из того, что мы сейчас все вместе говорим, думаем, из неожиданных вопросов и рождается истина, более важная, чем то, что написано в диссертациях.
Совсем без противоречий жить нельзя, а вот без конфликтов можно. Не важно, плох или хорош спор, важно то, к чему он приводит или может привести!»


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"