Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №67/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

Симон Львович СоловейчикДЕВЯТЫЕ СОЛОВЕЙЧИКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ 
Тема чтений: «КАК НАМ СЕГОДНЯ ВОСПИТЫВАТЬ ДЕТЕЙ?» 

 

Окончание. начало читайте, пожалуйста, в № 66

 

 

 

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РИНГ

Эксперты:
Александр КУЗНЕЦОВ,
академик-секретарь отделения общего среднего образования РАО,
руководитель проекта “Профильное обучение в РФ”
Михаил РЫЖАКОВ,
директор Института содержания и методов обучения РАО

Профилизация: реально ли право на выбор в несвободной школе?

Преимущества, которые дает школе переход на профильное обучение, – очевидны. Тем важнее говорить о неочевидных рисках и опасностях профилизации. Именно в этой точке происходило наиболее острое столкновение мнений на третьем педагогическом ринге, состоявшемся в Паркетном зале.

Артем Соловейчик. У любого дела, которым руководишь, есть некоторые результаты. В общем образовании нет результатов, потому что нет связи с требованиями современного общества: сколько денег вложил – столько умных людей выросло. Общее образование вне времени и пространства. Оно не поддается стандартным менеджерским усилиям. Поэтому управленческие решения в сфере общего образования должны иметь существенную педагогическую компоненту, и она должна быть главной.
Мы говорим о профилизации школы. И мне хочется сказать о ней с точки зрения ребенка. Что я хотел бы от школы? Чтобы мне стало ясно, чем я хочу заниматься в этой жизни. Я люблю литературу, но не могу справиться с математикой. Я люблю математику и не в ладах с литературой. Более того, я хотел бы, если завтра я поменяю свое решение, заниматься литературой, а не математикой.
Может быть, нам все-таки надо в старших классах учить ребенка всему, а он потом сам определится?
У меня вопрос к присутствующим: «Кто из вас в 10 лет знал, кем он будет?» Так, один человек. Кто выбрал свою профессию в 13 лет? Двое. В 16 лет определились еще несколько. Но большинство свои профессиональные искания начинали за порогом школы. А должна ли школа этому способствовать?
Валентина Луганская, Иваново. У нас с 8 класса введены математика, химия-биология, литература-история как профильные дисциплины. Ребята увлечены, чувствуют себя маленькими учеными. Намного спокойнее стали родители. Потому что видят: в жизни их детей появилась определенность.
Вопрос из зала. А у вас бывают случаи, когда ребята переходят из одного профильного класса в другой?
Валентина Луганская. Нет, но в общий класс переходят.
Артем Соловейчик. Есть опасность: когда ребенок выбирает свою будущую профессию с помощью школы, он теряет что-то другое. Конечно, если бы мы ему этот выбор не навязали, он мог бы заняться чем-то иным.
Есть еще одна опасность: школе кажется, что она должна знать запросы работодателей и готовить людей, которые им нужны. Не слишком ли утилитарно и прагматично относимся мы к образованию? У Симона Львовича была такая мысль: школа для многих детей – единственное место, где они могут узнать и подумать о том, о чем они никогда потом не подумают и не узнают. Это очень важно.
Реплика из зала. Гимназия или лицей – это уже какой-то профиль. Родители в такие школы ведут детей сознательно. Но есть другие дети и другие родители. Это два совершенно разных потока. Детям лицейского и детям общеобразовательного потока жизнь представляется совершенно по-разному. И по-разному они выбирают профиль.
Артем Соловейчик. Есть в стране регионы, где не до жиру, быть бы живу. Школы там стали социальными институтами, в которых обогревают детей из неблагополучных семей. Там не до профильности.
Педагог из Йошкар-Олы. В нашем городе полное неприятие профилизации. Потому что большинство детей из сильных профильных классов, потратив на углубленное изучение предмета много сил и времени, заняв чьи-то места, все равно идут в другие вузы, поняв, что для них школьная профилизация оказалась ошибочной. И с предпрофильной подготовкой в 9 классе тоже беда получается. Когда хорошая идея дошла до практиков, она реализовалась как дополнительные занятия – подготовка к экзаменам.
Школьный психолог, Москва. Дорогие учителя, исследования психологов показывают: мотивы детей, по которым они выбирают профильные классы, зачастую не совпадают с их интересами. Это же подростки! Девочки идут в те классы, где учатся симпатичные мальчики. А мальчики группируются, потому что друзья, и идут в один класс. Говорить, что профильность имеет значение для подростка, очень самонадеянно со стороны педагогов.
Реплика из зала. А когда послушный ребенок подчиняется выбору родителей, его личности наносится вред на всю жизнь.
Александр Лобок. Есть две профильности. Одна стихийно, естественным образом складывающаяся как внутренняя потребность какого-то талантливого педагога и потребность детей, которым это важно.
И есть другая профильность, административно складываемая. Безусловно, есть потрясающие сюжеты, которые существовали до принятия официальных концепций профильности. Когда вокруг талантливого педагога создавался инициативный кружок. Это здорово. Но затем принималось административное решение, которое на самом деле лишало человека выбора.
Меня волнует вопрос: имеет ли право человек, который пока не знает, что он хочет, не выбирать никакого профиля в старшем классе? К сожалению, административная система школы построена таким образом, что, коль дано указание, все дружно идут его выполнять.
Но если кто-то говорит, что у него другой опыт, ему заявляется: нет, ваш опыт не имеет права на существование. Получается, есть правильный опыт профилизации и некоторое количество неправильного.
Артем Соловейчик. Когда наступает апрель, директорам и учителям начинают звонить друзья и знакомые и спрашивать: мой ребенок в этом году идет в школу, какую вы посоветуете? Я раньше называл те школы, которые мне нравятся. Потом стал говорить: не школы выбирайте, выбирайте учителя первого класса. Может, так и с профильностью: есть педагог – появится и профиль.
Преподаватель школы, Москва. Я заканчивала профильную гуманитарную школу. Каждый наш учитель трижды в год устраивал семинары. И если мне нравилась их тема, я помогала эти семинары готовить. Мне было интересно. И у меня еще была возможность посещать то, что сейчас называется элективными курсами по естественно-научным предметам.
Александр Кузнецов. Чем больше мы говорим о том, что модернизация школы должна стать не ведомственным делом, а общенациональным, тем меньше мы этим реально занимаемся. И все решения, которые принимаются, абсолютно закрыты для практиков-учителей, общественности и родителей.
Когда в начале нашей встречи Артем Симонович попросил сказать, во сколько лет кто выбрал свою профессию, я промолчал. Потому что первый раз я выбрал себе профессию в пять лет – хотел стать пожарным, а в семь лет захотел быть моряком, но когда подошел реальный срок выбора, я профессию выбрал так, как выбирают 90% всех школьников – методом исключения. В медицину не хочу, в химию не хочу, в металлургию не хочу, все остальное возможно.
В то время когда я учился, выбор профессии выпускником вообще никого в школе не заботил. И сейчас не заботит. А надо бы помочь ученику сделать собственный выбор. Потому так важна работа по предпрофильной подготовке. И нужно не удовлетворять потребности региона в токарях, а помогать старшекласснику понять сферу своих интересов. Мы говорим: школа создает профили, вот в рамках этого ты и выбирай, то есть ешь, что дают, попросту говоря. Но есть другая форма. Форма индивидуальных учебных планов. Тогда возможностей самореализоваться становится гораздо больше.
Задача школы – научить школьника выбирать и отвечать за свой выбор. Он ведь не карту из колоды тянет. Он в известной мере судьбу выбирает.
И тем не менее кажется, что мы преувеличиваем опасности последствия «неправильного» выбора. Посмотрите, сколько у нас людей работают не по специальности. На телевидении и химики, и геологи…
Михаил Рыжаков. Идеология профильного обучения позволяет заниматься и по модели однопрофильной школы, и по модели многопрофильной школы. Можно работать по системе индивидуальных образовательных планов. Можно вообще не профилировать образование в конкретной школе. Просто предложить некий веер услуг.
Поэтому я думаю, что такого, как в 80-е годы, когда дети не могли ничего выбрать и «голосовали ногами», убегая из старших классов со своими интересами в систему дополнительного образования, не будет. Теперь мы создаем в школе условия для развития детей.
Евгений Ткаченко. Возникает серьезная проблема, о которой здесь почему-то никто не сказал: а кто должен заниматься профильным обучением? Мне кажется, сегодняшний учитель не готов к организации профильного обучения. Должна быть другая, новая модель педагогической подготовки учителя. Профильное обучение требует личностно-ориентированного подхода к ребенку. Значит, учитель должен уметь выяснить способности ребенка. Это огромная работа. А еще посмотреть после школы, насколько удачен был выбор.
Артем Соловейчик. Мы знаем, какими бы красивыми схемы ни были, на практике все проще: мне задали профилизацию – я отчитался. Получается, делаем не так, как было бы хорошо для детей, государства и для меня, учителя. А так, чтобы легче было отчитаться. Я называю это явление в педагогике ложным посылом. Бывает правильный исток, но ложный посыл. Чтобы дети поступали в вузы, вводится ЕГЭ. Это правильный исток. Когда говорят, что все дети должны быть прорейтингованы, что им должны быть выставлены баллы, – это ложный посыл. Кто-то хочет прожить свою жизнь без всяких рейтингов, и надо дать человеку такую возможность. Так и с профилизацией. Хорошо, когда школа сама до нее вырастает.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru