Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №67/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

Симон Львович СоловейчикДЕВЯТЫЕ СОЛОВЕЙЧИКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ 
Тема чтений: «КАК НАМ СЕГОДНЯ ВОСПИТЫВАТЬ ДЕТЕЙ?» 

 

Окончание. начало читайте, пожалуйста, в № 66

 

 

 

 

ВОСПИТАНИЕ СОТРУДНИЧЕСТВОМ

Лена Алексеевна НИКИТИНА

О том, без чего нельзя подходить к детям

Семеро детей Никитиных воспитывались совсем иначе, чем большинство их сверстников.
– Говорить буду как на духу, – сказала Лена Алексеевна. – Я имею на это право, пережила много.

Лена Алексеевна НИКИТИНА

Вижу в зале много совсем молодых людей. Я не знаю, что вам известно о нашей семье. Ведь шум вокруг нас был лет тридцать назад.
Мы в то время были на слуху и у соседей, и в Академии педагогических наук. О нас писали газеты, говорили в родительских клубах. Кто-то считал, что нас надо лишить родительских прав, а кто-то утверждал, что нам памятник надо ставить. Вот между этими двумя полярными мнениями мы и жили, и до сих пор живем. И по сей день в наш адрес звучат разные слова. Но тот, кто нас знает – тот знает, кто не знает – тот догадается, где правда, где ложь, а где просто человеческая глупость.
Из-за чего такой шум? А из-за того, что мы растили детей не так, как полагается. Как же? Дети босиком по снегу бегали. То ли дом, то ли спортзал, не поймешь. Учиться начали чуть ли не с пеленок: читать, писать, по карте гулять. Родня ругала нас за то, что нищету плодим. Я работала в библиотеке, Борис Павлович – учителем труда в школе. Детей мы в детский сад не сдавали. Трое ребят, четверо девочек. Сейчас уже 23 внука у меня.
Кто-то меня осуждает, кто-то завидует. Раньше не осмелилась бы, а теперь буду говорить только о главном. О том, без чего нельзя подходить к детям. Попробуйте угадать о чем, в зале ведь одни женщины.
– О любви!
– Верно, без любви и рожать-то нельзя. Я это поняла, вернее, почувствовала, но не сразу. Сначала долго путалась в педагогических правилах и методиках, пытаясь сделать что-то полезное и нужное для своих детей.
Мы прославились как родители вундеркиндов, у которых все раньше. Но главный результат наших усилий я вижу в том, что наши дети тоже захотели иметь много детей.
Дети – источник безусловной любви. Человеку, который отваживается иметь ребенка, я бы посоветовала прочитать книгу Корчака «Как любить детей». Это единственная книга о воспитании, о педагогике – не припомню другой, а у нас в доме монбланы педагогических книг, – даже в названии которой есть слово «любовь».
Корчак не дает готовых рецептов, но заставляет не просто подумать и понять, а пережить то, о чем он пишет. Любовь – великое искусство. Там, где любовь, логика отступает. Не надо понимать другого, надо его чувствовать. Без слов, без объяснений. Я думаю, что научилась этому от своих детей.
Корчак в своей книге обращается к матери, которая сидит у изголовья засыпающего ребенка. «В мудром одиночестве бодрствуй». Что это значит? Ничего себе: и так недосыпаешь каждый день, а тут такой совет… Когда я рожала детей, я не бросала работу. И гордилась этим, дурочка. Мы все были «работницы», потом уж все остальное. А это состояние матери, когда она у колыбели ребенка лелеет мечту о нем и учится его любить, – самое важное.
О том же и книга американки Лендлоф «Как вырастить счастливого ребенка». Без любви прожить нельзя. Когда мы не понимаем, не чувствуем самых близких людей – своих детей, какое одиночество из-за этого! Сердце ноет.
Любовь – это доверие, доверие до конца. Невозможно человека, которого ты любишь, заподозрить в чем-то плохом. Именно это и спасает человека. А мы зачем-то часто грешим недоверием и подозрительностью по отношению к собственным детям. И это губит их.
Я сейчас перебираю всю свою жизнь. Много ошибок нахожу, каюсь. Мы с Борисом Павловичем оказались без вины виноватые. Где-то недодумали, но спасло нас только то, что мы жили с детьми и наслаждались этим.
Рожала я свою седьмую, Любушку, а рядом шипели: сумасшедшие, нищету плодите! А как бы сейчас без Любы и ее семерых ребят?!
Все ждут от меня, что я сейчас расскажу, как научить детей читать пораньше. А я вот что вам скажу: дети рано учатся не тогда, когда у родителей в руках суперметодика, а тогда, когда родители чувствуют своих детей, любят их, дают себе труд замечать, что в какой-то момент их ребенок готов принять. Святая наука – услышать друг друга. Кто ею владеет? Каким же надо быть крокодилом, чтобы не чувствовать, как одиноко и холодно нашим детям.
Я только теперь поняла, почему детей называют ангелами. Они умеют чувствовать. И чувства их не обманывают.
Я сейчас учусь быть бабушкой. Об одном жалею: успею мало. Думаю все время, как же я прожила 75 лет и то и дело попадала впросак, не всегда понимала своих детей и внуков, ангелов этих.
Как научить главному? Как объяснить девочкам то, что я сейчас чувствую?
Вот недавно деревенская бабушка, самая обыкновенная бабушка, прислала мне письмо: «Пришел внук выпивши, у грязе, и прям свалился и заснул. Я ему есть подала, а сама плачу: непутевый ты, несчастный, погубишь ты свою жизнь не на что. Ругаю, а сама ревмя реву, уж так его жалко. Смотрю, и он глазами заморгал. Ладно, говорит, бабушка, не буду, только не плачь. И вот уж год как не пьет». Кто из нас, современных деловых женщин, в этой ситуации поведет себя так? А когда нам психологи рекомендуют: мол, хорошо бы поплакать, и мы наивно тут же применяем этот психологический подход, сын плюет и уходит, да еще и напивается снова назло. Детские души фальши не выносят.
А мы к ним с теориями разными. Про наказания и поощрения толкуем.
Я призываю вас услышать друг друга. Увидеть глаза напротив.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"