Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №66/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ДЕВЯТЫЕ СОЛОВЕЙЧИКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
Тема чтений «как нам сегодня воспитывать детей?»
Профессиональный тренинг

Современный ребенок.
Как учителю преодолеть барьер непонимания?

Ведущий – Дмитрий СОРОКОВ

На вопрос, вынесенный в название занятия, Дмитрий Сороков ответил сразу: “Для всякого, кто разделяет идеологию и философию педагогики сотрудничества, ответ очевиден: сотрудничеством и преодолеть”.

Но этот принципиальный ответ нуждается в конкретизации. “Идеалы педагогики сотрудничества, – продолжил ведущий, – разработаны подробно и тщательно. Методика, технология – гораздо меньше. Нужно понять главное: учитель и ученик могут сотрудничать только тогда, когда учитель ясно осознает, что у всех собравшихся в классе нет, не будет и не может быть одинаковых, общих целей. Это проблемная ситуация, и решать ее можно двумя путями. Либо учитель авторитарно навязывает ученикам общую цель, фактически – свою собственную, но тогда сотрудничество невозможно. Либо он ищет механизмы соотнесения, со-организации целей – и тогда начинается сотрудничество”.
Технологии со-организации целей и было посвящено занятие. Эта технология, которая активно развивается в наступившем веке, получила название модерации. Модерация – это совокупность техник, задача которых – снижать конфликтность, сдерживать, умерять споры.
Модератор, то есть тот, кто применяет технику модерации, – это не тренер, не руководитель группы, не генератор идей. Он тот, кто расчищает пути для коммуникации, тот, кто дает высказаться всем, а не только самым решительным и бойким. Модератор нейтрален, он ничего не привносит от себя, а только проясняет позицию говорящего, делая ее очевидной всем.
“И еще два ключевых момента, – сказал ведущий, – визуализация и интеррация. Визуализация означает вот что: если есть возможность наглядно продемонстрировать, не надо проговаривать. А интеррация... Сейчас она начнется”.
Впрочем, сразу начать не удалось. Поступил вопрос: что делать людям с особыми потребностями? В данном случае тем, которые плохо видят и не способны разглядеть, что изображено на двух досках, приготовленных к занятию в разных концах Педагогической гостиной. Ведь если показывать, не проговаривая, они будут отрезаны от занятия. Ведущий признал проблему настоятельной, но до сих пор нерешенной: “К сожалению, и это наша общая вина, мы все еще не умеем учитывать потребности той части аудитории, которая испытывает те или иные трудности восприятия. И в классе ведем занятия так, будто все дети абсолютно здоровы, прекрасно видят и слышат, хотя знаем, что это, увы, совсем не так. А сейчас я могу предложить всем, кто плохо видит, по мере необходимости подходить к доске”.
Затем ведущий превратился в модератора и предложил практически проработать технику со-организации целей, которая носит название “кластерная” (от английского cluster – гроздь, кисть, пучок). Это и есть интеррация.
Всем присутствующим было предложено на разноцветных карточках написать, с какой целью они пришли на это занятие и чего ждут от него. Цвет карточки имеет значение: зеленый означает активно-позитивное отношение к занятию, желтый – нейтральное, синий – скептическое, красный – негативное. Заданы ограничения: писать кратко, крупно, печатными буквами, чтобы всем было издали видно.
Когда задание было выполнено, стало очевидно первое достоинство методики: времени потрачено совсем мало, а высказались абсолютно все.
Следующий этап – систематизация. Карточки-стикеры клеятся к доске, группируясь в смысловые пучки – кластеры. Затем происходит объединение и озаглавливание рубрик. Этот этап работы носит название “титулирование”. Вслед за ним происходит “ранжирование”, то есть присутствующие наглядно убеждаются, какие цели выбраны большинством, причем с активно-позитивным отношением. И наконец, начинается голосование. Решается вопрос: с какой темы целесообразно начать работу в соответствии с выбранными целями, какую тему поставить на второе место, какую – на третье и так далее. Итак, высказались все, ни одна позиция не была отвергнута.
“Вот элементарная технология со-организации целей, – подытоживает ведущий и спрашивает: – Где, по-вашему, ее можно применить?”
“Да везде! – энергично отвечают собравшиеся. – На родительском собрании, например, она будет очень эффективна”.
Аналогичным образом модератор рекомендует проводить анализ настроений класса. Это прием обратной связи. Ребята получают разноцветные карточки, на которых “рисуют” свое настроение, то есть изображают условный значок-смайлик, соответствующий определенному внутреннему состоянию. Если карточки расклеить на доске, сразу станет видно, какой цвет и какое выражение лица у настроения учеников.
“Великое зло творится там, – напоминает модератор слова великого педагога Сухомлинского, – где дети скрывают свои чувства”.
Во время второй части занятия собравшиеся фиксировали свое отношение к принципам преодоления непонимания, которые выдвигал Селестен Френе, и наглядно убедились в противоречивости собственной позиции. В самом деле, принцип “основа воспитания – уважение к достоинству каждой личности” вызвал горячее всеобщее согласие. Но столь же всеобщее и горячее неприятие вызвал принцип “классификация ребят по успеваемости и выставление оценок есть большое зло”.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru