Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №66/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ДЕВЯТЫЕ СОЛОВЕЙЧИКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
Тема чтений «как нам сегодня воспитывать детей?»

«Кому интересен растущий свободный ребенок?»

Ведущая – Татьяна КОВАЛЕВА

Дискуссия проходила в три раунда. Первый раунд состоял в том, чтобы просто заявить разные взгляды на то, какого ребенка мы можем назвать свободным.  Как заметила ведущая, это только в естественных науках существуют более или менее устойчивые определения, а в гуманитарном знании каждый раз нужно договариваться заново, и во множестве наших мнений только и рождается понимание.
В результате сложилось своего рода мозаичное полотно в чем-то спорящих друг с другом, а в чем-то взаимодополняющих взглядов.

– Свободный человек – это человек, который умеет договариваться с максимальным количеством людей и притом соблюдать условия договора.
– Но, обсуждая, кто такой толерантный человек, мы ведь тоже говорим об умении договариваться. Чем же отличается свободный человек от толерантного?
– Для того чтобы по-настоящему договориться, нужно уметь предъявить себя и свои интересы, услышать другого и понять его интересы. И только потом прийти к общему решению. В этом и состоит способность к свободе! А толерантность, терпимость – это, конечно, более плоское и узкое понятие…
– А мне кажется, что тот, кто договаривается, уже не свободен. Например, если ребенок спрашивает у родителей, можно ли ему погулять, он зависит от них. А свободен тот, кто не берет на себя никаких обязательств!
– Да это уже близко к анархии! Нет, я бы назвала такие признаки свободного человека: незакомплексованность, раскованность и умение делать выбор – это когда я выбираю то, что целесообразно и разумно.
– А я считаю, что свободен ребенок, который имеет свою позицию. И она, кстати, не всегда нравится взрослым…

Приглашенные на дискуссию эксперты Александр Тубельский и Василий Кольченко, а также сама ведущая попытались выразить отношение к высказанным позициям.
Александр Тубельский. Свободен тот человек, который поступает, сообразуясь со своими желаниями. Но при этом чувствует, где он ограничивает свободу другого.
Василий Кольченко. Свободный человек – это непуганый человек. Свобода – это вопрос того, что человеком движет.
Татьяна Ковалева. Свободного человека всегда видно. Он независимо и раскованно высказывает свое мнение по существу, не обращая внимания на статус собеседника. Вообще человеку легче быть свободным, когда на него меньше давит культура. Когда ты много всего знаешь, представляешь себе огромный контекст своих действий, ты словно повязан всем тем, что говорили и делали до тебя. В былые времена инновационного школьного движения мы плохо представляли себе, за что берется человек, создающий авторскую школу: философскую основу, психологию, дидактическую теорию, менеджмент... Мы были ужасно наивными, но был кураж, и многое получалось.

Суть второго раунда дискуссии состояла в том, чтобы попытаться понять, нужен ли сегодня кому-нибудь ребенок, которого мы называем свободным, – ребенок, осознающий свои желания и обосновывающий свой выбор.
И снова мозаика взаимодополняющих мнений.
– В таком человеке заинтересованы прежде всего его сверстники. Потому что они такие же и могут понять друг друга.
– А люди других поколений – им эта его свобода уже не нужна и неинтересна?
– В старшем поколении тоже есть люди, которые восхищаются нашей свободой и хотят этому научиться!
– И чему же именно они хотят у вас научиться?
– Люди старшего поколения привыкли добиваться цели каким-то определенным, заранее просчитанным образом, для них важны каноны, рамки. А сейчас появилась возможность действовать гибко, в зависимости от ситуации и от предпочтений конкретного человека. Мне кажется, старшим интересно в нас именно это.
– А я, учитель с большим стажем, восхищаюсь подрастающим поколением, потому что они признают за собой право делать ошибки и исправлять их. Мы же всегда этого боялись!
– Да почему мы вообще занялись делением по возрастам? По-моему, свободным человек может быть независимо от возраста, и интересен он будет любому другому свободному человеку.
– А я скажу крамольную вещь: очень часто свободный человек не интересен почти никому. Именно потому, что он индивидуален и идет к своей, ему понятной цели.
– Такой человек не столько неинтересен, сколько неудобен. Потому государство и не заинтересовано в свободных гражданах, а школа не ориентирована на их воспитание. Кстати, свободный учитель сегодня тоже никому не нужен: ни директору, ни тем, кто стоит над ним.
– Это все амбиции родителей – воспитание личности. На самом деле личность – это монстр, от которого все стонут и плачут. Но когда в обществе наступает кризис, то спасают его только личности.
– А я готов обменять все педагогические стандарты на один стандарт – стандарт свободы.
И снова наступило время экспертов.
Александр Тубельский. Свободный человек интересен только тому, кто сам считает свободу ценностью. А всем остальным действительно не нужен.
Василий Кольченко. А я бы не стал разделять: тому нужен, а этому нет. Свободные дети могут быть и нужны, и не нужны в разное время одному и тому же человеку. И еще одно: поскольку свободы в стране остро не хватало, то мы и считаем, что свобода – это исключительно положительное явление. И когда мы говорим «делает что хочет», но прибавляем «не ущемляя свободы другого» – это тоже из желания видеть в свободе только хорошее. А на самом деле свобода может быть и величайшим злом, и величайшим добром. Нужно смотреть, что движет человеком.
Татьяна Ковалева. Задавая вопрос, кому интересен свободный ребенок, мы действуем в стереотипах нашей прошлой педагогической жизни. То есть предполагаем, что есть дети более свободные или менее свободные. И что в нашей власти или даже в нашей обязанности – увеличить или уменьшить степень их свободы, используя принципы гуманной или авторитарной педагогики. Но такое понимание – из прошлого века. Нынешние студенты педагогических вузов сталкиваются совсем с другой ситуацией. Сейчас появляется все большее количество детей с принципиально другой потребностью в свободе уже в самом раннем возрасте. А к семи-восьми годам им ставится диагноз: педагогическая запущенность. Хотя у них очень высокие интеллектуальные показатели, по которым они опережают сверстников на три-четыре года. А диагноз ставится из-за того, что все средства старой педагогики неэффективны по отношению к этим детям. Сначала педагоги на таких детей стараются не обращать внимания, а потом… отдают в коррекционные классы. Но должно же наступить время, когда педагогика признает, что ей нужно стать совершенно другой педагогикой – педагогикой, способной к работе со свободными детьми.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru