Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №66/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ДЕВЯТЫЕ СОЛОВЕЙЧИКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
Тема чтений «как нам сегодня воспитывать детей?»

Культура интернета в воспитании: американский опыт

Василий КОЛЬЧЕНКО

Нельзя сказать: все, мы решительно переходим или перешли уже в виртуальное существование. Сама жизнь потихоньку и естественно переводит нас на новые формы общения, обучения, получения информации. И как выясняется, и воспитания тоже!

Тема нынешних Чтений – воспитание. Но ведь воспитывает все, с чем мы оказываемся в контакте: отношения людей, слово, взгляд, действие. В «Педагогических максимах» Соловейчик писал: «Человек никогда не творит добро или зло без того, чтоб еще кого-нибудь не научить добру или злу».
Это и про интернет тоже. Здесь мы входим в контакт с людьми, с которыми в жизни ни при каких обстоятельствах не встретимся. И общаемся только через компьютер, через письменное слово. И получается, что интернет оказывается своего рода множественным, неосознанным воспитателем: ведь здесь воздействуют текст, явление, образ, картинка, звук...
Свободное ли это воспитание? Выбираем-то мы сами! Выбираем, куда пойти, с кем вступить в контакт…
Современная быстрая связь способна почти мгновенно выполнить любой ваш запрос, звуковые файлы скачиваются за секунды. Видеозапись вашего урока в классе может через интернет стать доступной миллионам человек!
Интернет – это бездна разнообразной информации.
Поисковые интернет-системы позволяют найти все, что вам нужно. И чем больше находишь, тем интереснее становится искать.
Однако главное в электронном воспитании – это, конечно, общение. А интернет предлагает самые разнообразные уровни и способы такого общения. И это для множества молодых людей становится, по сути дела, ведущим фактором образования.
Прежде всего это электронная почта, суть которой в быстрой отправке и получении писем, текстовых, изобразительных и звуковых файлов.
Во-вторых, это форум – тематическое общение незнакомых людей. Обмен мнениями и сведениями, открытый всем желающим. Например, на моем форуме, который я открыл этим летом, побывали 27 тысяч посетителей, и я, естественно, не могу знать, что это были за люди, откуда приходили, поскольку свои сообщения на форумах оставляют лишь небольшой процент посетителей
В-третьих, особый жанр «мгновенных посланий» – своего рода групповой телефон для общения знакомых людей. В России известен как «аська» – от аббревиатуры ICQ. Довольно затягивающее занятие, особенно для подростков.
В-четвертых, чат – «электронная комната» для тематических бесед в реальном времени.
В-пятых, относительно новый жанр – так называемый живой журнал, фактически публичный дневник. Авторы таких живых журналов просто-напросто выкладывают свои впечатления, происшествия и мнения в режиме реального времени, делая свою жизнь и свои мысли доступными для прочтения миллионам людей. Естественно, что любой желающий может вступить в диалог. Давать советы, комментарии…
В-шестых, невероятно популярны в интернете сайты знакомств, и это совершенно особая реальность, формирующая свою культуру общения и диалога.
И наконец, еще одна реальность интернета – оценка учениками преподавателей. Предельно независимая и неформальная экспертиза педагогической деятельности. И хотя это очень раздражает большинство преподавателей и не всегда выглядит этично, это еще одна реальность интернета, которую приходится принимать такой, какова она есть.
Имейте в виду: все, что вы хотите сказать в интернете, вы говорите в письменной форме. И потому интернет становится не имеющей аналогов школой письма. Определенный уровень грамотности и связности речи – необходимые и естественные условия интернет-общения.
Разумеется, включение в виртуальную реальность не меняет человека радикально, не закладывает в его сущность того, чего там ранее не было. Но позволяет развить какие-то возможности и способности неизмеримо более успешно, чем это делает традиционная школа. В каких-то случаях это имеет скверные последствия, поскольку затягивает и лишает свободы. Часто время пользователей интернета тратится на пустые игры.
Но есть и другая сторона: интернет предоставляет огромные возможности для самовыражения и саморазвития. Как раз то, что не удается школе. И то, что дети выбирают интернет, говорит и о его огромном воспитательном ресурсе. Когда воспитывает не унылое назидание, а то, что оказывается интересным.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru