ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ №51
Новые книги
Н.С.ЮЛИНА. ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ
ДЕТЕЙ.
Москва, «КАНОН+» РООИ «Реабилитация», 2005
В книге «Философия для детей: обучение
навыкам разумного мышления» рассказывается о
программе «Философия для детей», подготовленной
в Университете Монтклер, США, и рассчитанной на
использование в школе с 1 по 11 класс. Программа
переведена на 20 языков и преподается в 45 странах
на всех континентах.
В первой части книги Н.С.Юлина пишет, что смысл
программы состоит в том, чтобы с помощью
философских инструментов научить людей
рассуждать разумно и хорошо мыслить. Это значит
– обоснованно, логично, критично, творчески,
контекстуально, диалогично. И на этой основе
учить ответственному социальному и моральному
поведению, необходимым условием которого
является умение рассуждать разумно. Новация
программы состоит в том, что,
во-первых, философия выдвинута на роль
приоритетной дисциплины в обучении навыкам
разумности. Во-вторых, понижен возрастной порог
ее введения в систему обучения: предлагается
начинать с детского сада и продолжать занятия до
окончания школы. В-третьих, заявка на то, что и
другие школьные дисциплины могут и должны
строиться по модели философского дискурса и
исследования.
«Традиционное школьное образование, – пишет
Н.С.Юлина, – тренирует сравнительно ограниченный
набор навыков мышления и рассуждения. Это так
называемые базовые навыки, необходимые для
чтения, письма, говорения, математических
операций, эксперимента». Древняя дисциплина
философия является самым эффективным рычагом
для развития хорошего мышления. Эффективность
кроется в самой ее природе. Вечно проблемный,
«вопрошающий» характер философии, допущение
поливариантных ответов, требование логичности и
последовательности делают ее незаменимой для
выработки навыков гибкого, контекстуального и
одновременно строгого и доказательного
мышления.
Деятельностная педагогика программы –
использование философских инструментов для
развития навыков разумного мышления, обучение
философствованию, а не информации о философии,
организация занятий в форме «сократического
диалога» в сообществе исследователей – является
образовательной новацией.
Программа «Философия для детей» опирается на
такие присущие детям чувства, как
любознательность, удивление, потребность
осваивать мир в игровой манере и получать от
этого удовольствие, склонность к приключениям, в
том числе и интеллектуальным. Если не упустить
момент, поддержать эти свойственные всем детям
качества, которые рутинная школьная программа,
ориентированная на память
и усвоение информации, обычно гасит, то
максимально могут быть задействованы резервы
интеллекта, которые обычно не используются.
Н.С.Юлина пишет, что часто дети оказываются среди
«мямликов» и «отстающих» не из-за
несообразительности, а в силу того, что при
существующей практике обучения успех достается
тем, кого природа наделила хорошей памятью и
быстротой реакции. Между тем «мямлики» зачастую
думают глубже и тщательнее. Интеллектуальный
успех, которого они лишены на других уроках,
является стимулом для обретения веры в себя,
сказывается на успеваемости по другим предметам.
Универсальность философских категорий
позволяет преодолеть фрагментарность школьного
знания, сделать его связным и осмысленным для
детского восприятия. Для достижения этих целей
предложена принципиально новая педагогическая
стратегия. Основные ее принципы таковы: 1)
проблемно-деятельностная форма подачи
философского знания; 2) обучение
философствованию, а не информации о философии; 3)
предоставление детям вместо учебников
философски нагруженных художественных повестей;
4) превращение класса в сообщество
исследователей и организация урока по принципу
сократического диалога.
Пришествие компьютеров в культуру подкинуло
множество новых вопросов образованию. Как лучше
учить навыкам разумности: с помощью компьютера
или с помощью философского диалога? Характерная
особенность живого диалога – устная речь. В
спонтанном акте говорения и сообщения
информации другому лицу проявляется способность
быстро оформлять мысли с учетом быть понятым
другим. Во всяком разговоре присутствует
невербальный элемент общения – интонации,
мимика, взгляды, эмоции и т.д. Вот почему
понимание часто достигается с полуслова, с
полунамека, чего не осилит и самый совершенный
компьютер. Поэтому интеллектуальное приключение
в сообществе исследователей не тождественно
интеллектуальному приключению во
взаимодействии с программой компьютера.
В главе «Главная дисциплина в системе
экологического образования – философия»
говорится, что обучение экологической
грамотности нужно начинать с детского сада и
продолжать в течение всего школьного курса.
Главные педагогические установки обучения
экологической грамотности в программе
«Философия для детей» – это: а) поддержка у детей
удивления перед миром, б) обучение уважительному
отношению к природе на понятных для каждой
возрастной группы ситуациях и
в) работа в сообществе исследователей. Могут быть
замечательные темы для сократических диалогов,
например, такие: «Знаем ли мы, что такое быть
летучей мышью или рекой?», «Имеют ли животные
права? Имеют ли права горы и цветы?», «Имеют ли
право люди иметь столько детей, сколько они
хотят?».
Педагогика ненасилия в «Философии для детей»
базируется на принципиальном требовании:
обучение миротворчеству не должно скатываться к
скучному морализаторству. Темы для
сократических диалогов здесь требуют и от
учителя, и от родителей интеллектуального
напряжения: «Могут ли у игры быть насильственные
и в то же время справедливые правила?», «Могут ли
быть права там, где нет правовой защиты?», «Кто
имеет право трогать мое тело?».
Во второй части книги публикуются переводы
теоретических работ авторов программы М.Липмана
и Э.Шарпа.
В третьей части – дидактические тексты, которые
могут быть использованы учителями школ
на занятиях по философии и вообще в разговорах с
детьми: вопросы, рассказы и планы дискуссий,
например: «Веские основания», «Удивление»,
«Открытие и изобретение», «Раздражение»,
«Истина», «Плач», «Уважение», «Обычаи», «Правила
и свобода», «Драка» и многие другие.
По материалам Государственной
научно-педагогической библиотеки им.
К.Д.Ушинского РАО.
Москва, Толмачевский пер., 3.
E-mail: gnpbu@gnpbu.ru
Internet: www.gnpbu.ru
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|