Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №65/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ №51 
В ШЕЛЕСТЕ СТАРЫХ СТРАНИЦ 

Людмила КОЖУРИНА

Освобождение от бумажного оцепенения

Есть особый род чтения – педагогическое чтение, когда несколько фраз автора вызывают у нас множество ассоциаций, размышлений и воспоминаний. Мы начали в прошлом учебном году публикацию отрывков из книги педагога начала прошлого века Константина Бархина «Гроза и ночь» с комментариями современного учителя словесности. И сегодня предлагаем вам еще один фрагмент.
Поражает актуальностью текст с названием «Драматизация в связи со свободным творчеством». Ныне модное направление педагогических исследований было, оказывается, повседневной практикой в школе начала XX века. Но тогда драматизация не просто вносила момент оживления в классно-урочную рутину – она служила толчком в развитии проектного творчества, помогала разработке «комплексных тем.

Константин Бархин: «Установка у меня чисто практическая: я рассматриваю класс как учебную мастерскую, а преподавателя – как инструктора. Как теоретик и практик, я никогда не ставил школе задачи создавать кадры профессионалов. Такой грозной армии ученых нам, конечно, не нужно. Но люди, умеющие думать и понимать, говорить при случае толково и непосредственно радоваться общению, нам очень и очень пригодятся».

Часто сетуем: как же так, все определения ученик знает назубок, а как решать – слезы. И правила орфографии помнит, а писать не хочет. Примерное поведение, аккуратность, вежливость… только вот размышлять никак не заставишь. Константин Бархин называл такое педагогическое явление выполнением хорошо разученной роли.
Оставляя в стороне вопрос о том, кто и как формирует в ребенке эту установку, автор, как истинный методист, сразу указывает направление действий: надо, чтобы ребенок переживал события учебной деятельности. Верно, но как этого добиться? Ведь не дашь задание: «Переживайте решение задачи!» или: «Почувствуйте полезные ископаемые Антарктиды!».
Бархин указывает на психологическую ценность драматизации: уместнее игра, а не воспроизведение материала или обсуждение личного переживания. «Несомненно, есть особый драматический инстинкт детей, объем иллюзии играющего ребенка изумителен», – пишет он, и суть драматизации как метода видит в переводе учебного материала в драму. Ничего кощунственного: ведь в моменты кульминационного напряжения эпическая сторона всех событий уходит, и звучит один освобожденный от рассуждений диалог.
Материал для драматизации можно найти повсюду, в любом параграфе любого учебника есть «сцены», «перемещения», «реакции на события» – материал, достойный перевода в драму.
Выбор сюжета – следующий шаг. «Он находится в зависимости от разрабатываемой классом комплексной темы, от экскурсии, просто от случая, мимо которого нельзя пройти… Один совет нужно дать преподавателю: не следует давать учащимся слишком большой работы. Группа событий должна быть сосредоточена вокруг одного, центрального, и линии событий не должны уходить слишком далеко от центра».
Затем составление текста. «Достаточно хотя бы составить план, вехи разговоров: ты будешь говорить о том-то, начнешь тем-то и кончишь так-то».
Существенный момент драматизации – словесное иллюстрирование обстановки. Какая нужна бутафория, какой грим, каков воображаемый ландшафт? «Тут между учениками бывают споры, и споры эти очень полезные», – пишет Бархин. В них-то и проявляется «пейзаж настроения» человека.
Обычно для педагога главное препятствие – страх деформации материала, его «порча». Но потери при переводе мысли в сценку неизбежны, и «ничего непедагогичного, конечно, в этом нет», уверяет автор. То, что было написано и напечатано, становясь тем, что произнесено, сказано, не может не измениться. Это неизбежная плата за живое, понимающее знание.
Ценить нужно целостность создания, обозримость, эмоциональную словесную достоверность – то, что доставляет удовольствие авторам и зрителям. Человеческое.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru