КООРДИНАТЫ ПРОФЕССИИ
Опять осень, садов проседь и школьный
праздник День учителя. Чудесный день, когда
призвание совпадает с признанием, цветение с
плодоношением, а время восхода не отменяет
вечернюю зарю. В этот день всем кажется, что
учитель – самая счастливая профессия. И быть бы
ей такой каждый день, потому что если и есть в
обществе ключевая фигура, так это конечно же
учитель.
Свежий пример. Сколько ни решали, на каких только
уровнях ни поднимали проблему качества
образования – тут тебе и гранты, и целевые
исследования, и «круглые столы» на высоких
этажах власти, – а для принятия окончательного
решения вернулись в исходную точку. К учителю. Он
будет повышать качество. Для этого его с часов
собираются перевести на отраслевую оплату,
которая будет производиться по результатам
деятельности. Будут такие «стандарты
педагогической деятельности». Определители
профессиональных качеств.
И хотя еще ничего не подготовлено, волнения в
учительской уже бушуют. Небезосновательно:
реальная школа не из бумаги сделана, не бумажными
людьми наполнена. Поэтому формулярами отчетов ее
не охватить, в процентах и графиках труд учителя
не оценить. И по ранжиру не выстроить.
Учить детей в принципе может только успешный,
счастливый, свободный человек. Без всяких
«процентов качества».
Дисциплинированный и исполнительный.
Эмоциональный и с идеями
Кого решит взять на работу директор
школы?
…Учительница стремительно вышла из
кабинета директора, вошла в свой класс, встала у
доски и на глазах изумленных детей безжизненно
осела. Инсульт, поражение речи.
Свидетелем ее похода в кабинет была секретарь.
Она рассказывает: «Это простое совпадение,
разговор не содержал ничего обидного. Она
просила немного изменить расписание и услышала
обычный в таких случаях ответ: тут вам
государственное учреждение, а не богадельня».
В самом деле, случайность: ведь и не унизили, и не
накричали, а, можно сказать, пошутили.
Нечувствительность к хамству, своему и чужому, –
это ведь обязательно входит в негласный
учительский функционал? Правда ли, что директора
предпочитают твердых, уверенных в себе педагогов
мягким, эмоционально чутким? Какого учителя они
хотели бы видеть в своей школе?
“Мне не нужен педагог, не соблюдающий
порядок”
Рассказывает директор детской Школы
искусств из Удмуртии Владимир КУЗИН:
– Исполнять функции руководителя
педагогического коллектива трудно. Приходится
быть посредником между коллективом учителей и
руководством, детьми и родителями. Что бы ни
происходило в школе – все касается директора.
Поэтому в первую очередь необходимо соблюдать
порядок. Сложнее всего с учителями. Учитель
что-то выдумывает, сочиняет, а спрашивают с
директора.
Так называемые творчески работающие учителя –
головная боль руководителя. Все эти инициативы
не представляют никакого практического
интереса, они не годятся для убедительного
отчета. И надо учитывать, что в сельской
местности, в отдаленных районах хорошие
отношения с руководством решают все насущные
проблемы материального обеспечения школы. Это
важнее: чтоб крыша не текла и штрафов не
накладывали. А руководство не интересуют
реальные показатели и конкретные имена. Нужные
бумаги, вплоть до отзывов родителей, мы в
состоянии заготовить без их открытий и
экспериментов, которые зачастую сомнительно
выглядят.
Я считаю, если учитель сидит вовремя на своем
рабочем месте – он уже хороший педагог. Опоздал
– будет наказан, причина не имеет значения.
В конечном счете все решает администрация, а не
учителя.
И мне не ужен учитель, не соблюдающий порядок. Он
как бельмо на глазу: пускается в рассуждения,
что-то доказывает, демонстрирует какие-то
достижения детей. Проверяющих это раздражает. У
них нет такой задачи – понять опыт учителя. Они
следят: «соблюдаете – не соблюдаете»,
«выполняете – не выполняете». Порядок нужен.
Чтобы отстоять порядок в школе, директору
приходится дать понять, какой педагог
правильный, какой неправильный. Хотя
по-человечески неправильному педагогу
сочувствуешь, административно его не
поддерживаешь. Учитель и сам должен понять,
почему у него стало меньше часов, почему его
расписание с каждым днем ухудшается, почему ему в
командировке отказано. И делать выводы:
соглашаться с требованиями, подчиняться или
уходить.
“Остро требуется учитель, способный
работать в интересах ребенка”
Из письма Анатолия ФИЩЕНКО,
директора школы № 2 города Льгова:
«…Пока у нас в стране не сложились предпосылки
для творческой работы учителя, все хорошее в
школе будет происходить не благодаря, а вопреки.
Существующие мерки учительского
профессионализма не распространяются ни на то,
как себя чувствуют на уроке ученики, ни на то,
виден ли их личностный рост. Сегодня урокодатель
находится в более выигрышном положении, чем
творчески работающий учитель. Он может с
легкостью, по накатанному плану, провести много
уроков, не вникая в реальные образовательные
процессы. Без чувств, без жизни, без любви – за те
же деньги.
Волевые учителя еще тем опасны, что вырабатывают
в ученике привычку подчиняться. А если в жизни
ему встретится сильная отрицательная личность?
Он не сможет сказать ей «нет». Остро требуется
учитель, способный работать без подавления воли
ребенка, по его интересам и образовательным
запросам. Организовывать групповую,
индивидуальную – самую разнообразную работу. Но
их нет, а переучивать очень трудно.
Вот я и беру на службу непрофессионалов.
В спортивном зале волейбольную секцию ведет
сменный инженер сахарного комбината, отец двоих
сыновей. Один – наш выпускник, второй в
одиннадцатом классе учится. Это прирожденный
педагог! Знание дела, юмор, требовательность,
такт, точность и жесткость замечаний!
Кружок макраме ведет бывшая медсестра,
обаятельнейшая, добрейшая! К кружковцам
абсолютно спокойное ровное отношение. Большая
часть девочек ходит не для того, чтобы плести
научиться, а чтобы с ней пообщаться.
Учителям-профессионалам стоит поучиться у них
тому, как можно заниматься с детьми и не давить
их, не ломать, находить сильные стороны даже в
самом слабом».
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|