Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №63/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ №88 
 

Борис СОКОЛОВ

Все фильмы в гости…

И.А.Мусский.  Сто великих отечественных кинофильмов.

И.А.Мусский.  Сто великих отечественных кинофильмов.
М.: Вече, 2005

Справочник Игоря Мусского содержит основные сведения о ста лучших советских и российских кинофильмах – от первой полнометражной картины «Оборона Севастополя» Александра Ханжонкова и Василия Кузнецова до недавно прогремевшего на международных фестивалях «Возвращения» – режиссерского дебюта Андрея Звягинцева. Он может быть весьма полезен как при изучении курса мировой художественной культуры, так и на уроках отечественной истории, так как киношедевры превосходно отражают историю страны.
Как подчеркивает автор, «в книгу вошли только художественно-игровые фильмы. Среди них вы найдете знакомые и полюбившиеся вам картины, конечно, далеко не все – каждый читатель мог бы дополнить этот список немалым числом запомнившихся ему, привлекших его симпатии кинолент. В отборе фильмов автор стремился представить художественное многообразие отечественного киноискусства. В книгу включены также произведения, пусть не претендующие на высокую оценку в целом, но сыгравшие в судьбе зрителей исключительно важную роль». В очерках о фильмах говорится об истории их создания, приводятся подробности съемок наиболее интересных эпизодов, реакция публики и критиков. Так, о «Броненосце “Потемкине”», который не раз признавали лучшим фильмом всех времен и народов, сообщается, что первоначально картина называлась «1905 год» и снималась в рамках подготовки юбилейных мероприятий к 20-летию первой русской революции. Картина должна была представлять собой широкую панораму революционных событий. Однако часть картины необходимо было сдать к 20 декабря 1925 года. Плохая погода же препятствовала съемкам в Ленинграде и тамбовских деревнях, как было задумано первоначально. Пришлось ехать в солнечную Одессу. В результате грандиозная эпопея так и не была снята, зато родился шедевр – «Потемкин». Кстати, снимали фильм на брате-близнеце «Потемкина» – броненосце «Двенадцать апостолов», превращенном в минный склад. На выгрузку мин времени не было, так что группе Эйзенштейна пришлось работать буквально на минном поле. Между прочим, эпизод расстрела толпы на одесской лестнице, один из самых сильных, трагических эпизодов фильма, был придуман Эйзенштейном. В действительности никакого расстрела не было. Но после фильма этот эпизод уже стал упоминаться как подлинное историческое событие в путеводителе по СССР 1928 года, а оттуда перекочевал в учебники по истории. Так миф стал корректировать историю. Кстати, два других шедевра Эйзенштейна – «Александр Невский» и «Иван Грозный», попавшие в справочник, равно как и почему-то не попавший туда «Октябрь» – давно уже стали в нашем сознании гениальным заменителем соответствующих исторических событий. А визуально мы давно уже воспринимаем их как эйзенштейновские кинообразы.
В справочнике Мусского представлены как широко известные шедевры вроде «Андрея Рублева» и «Зеркала», «Летят журавли» и «Июльского дождя», «Москва слезам не верит» и «Осеннего марафона», «Чапаева» и «Петра I», «Баллады о солдате» и «Мимино», «Подвига разведчика» и «Девяти дней одного года», «Сорок первого» и «Войны и мира», «Восхождения» и «Гамлета», так и фильмы менее известные, практически не появляющиеся на телеэкране, незаслуженно забытые, вроде «Радуги» Марка Донского или «Машеньки» Юлия Райзмана. «Радугу», снятую в 1944 году, в свое время считали предтечей итальянского неореализма, первый гениальный отклик на еще не завершившуюся войну. Этот фильм, посвященный мужеству советских людей на оккупированной территории, успел посмотреть президент Рузвельт. Он направил режиссеру приветственную телеграмму: «В воскресенье смотрели в Белом доме присланный из России фильм “Радуга”. Для перевода был приглашен профессор Чарльз Болен (дипломат, много лет работавший в Москве), но картина была понятна и без перевода. “Радуга” будет показана американскому народу таким образом, чтобы сохранить все величие этой ленты…» Замечу, кстати, что отбор фильмов в список ста лучших всегда будет вызывать споры. Мне, например, представляется, что к числу шедевров никак нельзя отнести довольно слабую «Агонию» Элема Климова (хотя Алексей Петренко великолепно играет Распутина). Но это неизбежный субъективный момент при всякой выборке. В случае же с «Агонией» таким моментом могло послужить то, что фильм десять лет пролежал на полке, потому что цензоры углядели в нем опасные параллели с современностью. Фильмы в справочнике даны в хронологическом порядке. Может быть, стоило бы дать также их алфавитный указатель для облегчения поиска.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru