ТЕОРЕМА СОЦИУМА
В вуз, в вуз! А зачем?
Социологические опросы и разговоры в
специальных фокус-группах, проведенные
сотрудниками Фонда общественного мнения,
показывают, что российская молодежь ценит высшее
образование далеко не только за возможность
претендовать на престижное и высокооплачиваемое
место на рынке труда. Молодые люди стремятся в
вузы, даже если знают, что по окончании института
их вовсе не ждут высокие заработки.
Высшее образование в России котируется
высоко. Подавляющее большинство опрошенных – 74%
– полагают, что сегодня важно иметь высшее
образование, и только 23% придерживаются
противоположной точки зрения. Причем молодежь
твердо убеждена в ценности образования: среди
тех, кто моложе 35 лет, первое суждение разделяют
80%, а второе – лишь 18%.
Это обусловлено тем, что большинство россиян
видят в высшем образовании важнейший ресурс,
резко повышающий социальную мобильность
гражданина и его конкурентоспособность на рынке
труда. Именно о «рентабельности» высшего
образования чаще всего говорили опрошенные,
отвечая на открытый (без подсказанных вариантов
ответа) вопрос о мотивах людей, стремящихся его
получить. Акценты расставляли по-разному: одни –
на том, что высшее образование открывает доступ к
престижной и высокооплачиваемой работе («дает
работу, которую пожелаешь, положение в обществе»;
«человек становится умнее и больше стоит»;
«чтобы быть нужным и не испытывать материальных
затруднений»), другие – на том, что оно позволяет
сделать карьеру, повысить свой социальный
статус, пробиться «наверх» («образование дает
власть и деньги»; «позволяет занимать большой
пост»; «быть к власти поближе»). Третьи
утверждали – зачастую довольно категорично, –
что высшее образование гарантирует
трудоустройство, тогда как человек без диплома
почти лишен шансов получить работу («везде нужны
с высшим образованием»; «без образования никуда
не берут»). Наконец, четвертые – и таких было
особенно много (каждый третий из числа
ответивших на вопрос) – напрямую связывали
высшее образование с материальным
благосостоянием («материально обеспечить себя и
свою семью»; «каждый хочет жить богаче»; «чтобы
иметь побольше денег»).
Однако многие россияне прекрасно осведомлены о
том, что высшее образование и в советские
времена, и сегодня отнюдь не гарантирует его
обладателю ни занятость, ни тем более – высокие
заработки. Об этом много говорят СМИ, а
российские левые обожают иллюстрировать тезис о
губительности реформ для научного, технического,
культурного потенциала страны ссылками на
высокообразованных продавцов колбасы.
Большинство россиян не питают иллюзий
относительно доходов рядовых представителей
таких массовых профессий, как врачи и учителя. И
представление о «рентабельности» высшего
образования постоянно приходит в противоречие с
множеством известных фактов, что весьма
отчетливо проявляется в ходе групповых
дискуссий: «У меня два высших образования, а
зарплата – слезы. Не раз я думала – сменю работу,
и… Я не могу уйти со своей работы. Я чувствую –
это мое».
Почему же представление о практической ценности
высшего образования остается вопреки всему
чрезвычайно широко распространенным?
Сказывается несколько обстоятельств. Во-первых,
российские граждане прекрасно знают, что
«начальство» – от первых лиц государства до
руководителей практически любых предприятий и
учреждений – всецело состоит из обладателей
высшего образования. И это веский аргумент в
пользу тезиса о том, что такое образование
открывает путь «наверх».
Во-вторых, многие исходят из того, что
когда-нибудь высшее образование все-таки станет
«рентабельным», и если сегодня прямая
зависимость между уровнем образования и шансами
на трудоустройство, на высокий доход
прослеживается не слишком отчетливо, то со
временем она непременно установится.
«Я считаю, что время, которое мы переживаем, – оно
пройдет. И высшее образование в любом случае
должно быть».
«Интеллект – он всегда будет востребован. Другое
дело, что сейчас такие времена…»
«В будущем все больше нужно будет высшее
образование».
Но за стремлением к высшему образованию многие
усматривают не только прагматические мотивы, но
и просто тягу к интеллектуальному и духовному
росту, к самосовершенствованию и самореализации
(«для развития ума»; «для всестороннего
развития»; «шире возможности реализовать себя»).
Довольно часто эти мотивы сочетаются, а многие
считают сугубо прагматический, меркантильный
подход к высшему образованию неприемлемым: «Тут
важен как бы сам процесс, чтобы человеку было
интересно».
«Вы знаете, я считаю, что высшее образование
просто необходимо для человека, который общается
изо дня в день с людьми разными. Понимаете, это…
другой круг людей, у них совершенно другое
какое-то мышление, у них другая душевная,
духовная жилка».
«Высшее образование – это та ступень, которая
дает человеку какое-то осмысление в жизни, что
ли…»
Большинство российских граждан склонны
существенно преувеличивать число людей с высшим
образованием в стране. На самом деле согласно
данным Госкомстата его имеют чуть больше 17%
совершеннолетних россиян. Между тем 62%
опрошенных убеждены, что такое образование
получили свыше четверти россиян, а 23% дают
совершенно фантастические оценки, предполагая,
что абсолютное большинство наших
соотечественников окончили вузы. И хотя 36%
опрошенных полагают, что в стране недостаточно
высокообразованных людей, они уверены, что их
доля превышает 40% населения, а каждый пятый
думает, что людей с высшим образованием у нас
больше половины.
Естественно предположить, что массовое
заблуждение относительно численности
обладателей высшего образования влияет и на
суждения россиян о его необходимости. Человек,
уверенный в том, что большинство его сограждан
имеют такое образование, в большей мере склонен
воспринимать обучение в вузе как стандартный,
если не обязательный этап социализации.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|