Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №63/2005

Первая тетрадь. Политика образования


ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ 

Сергей ЛЕБЕДЕВ

«Направления, по которым мы должны сделать прорыв...»

22 сентября Андрей Фурсенко выступил с докладом на заседании правительства

Фото пресс-службы Правительства РФ

Министр рассказал, что было сделано ведомством с декабря минувшего года, когда кабинет министров утвердил “Приоритетные направления развития образования”, и представил план выполнения президентских проектов в образовании, обнародованных 5 сентября.

– Сегодня все осознают необходимость серьезных перемен в системе образования, – сделал Андрей Фурсенко как бы эпиграф к докладу. – В то же время слово “реформа” зачастую воспринимается работниками образования в штыки. Людей пугает неясность предлагаемых шагов. Они боятся потерять тот минимум, ту стабильность, которая установилась сегодня.
После эпиграфа министр начал вносить ясность:
– Назову ряд основных направлений развития образования, по которым мы должны сделать прорыв в самое ближайшее время.

Единый экзамен

Как рассказал Андрей Фурсенко, уже подготовлен и прошел согласование в регионах законопроект о введении единого экзамена. Однако это не означает, что ЕГЭ будет тотальным и безальтернативным.
– Система оценки качества образования помимо ЕГЭ должна включать олимпиады, – заявил министр. – Кроме того, выпускники школ должны иметь альтернативу – сдавать экзамены в традиционной форме или в форме ЕГЭ. А вузы, по крайней мере ведущие, могут устанавливать дополнительные вступительные испытания, искать своего студента.
Дальше министр пригрозил высшим учебным заведениям, которые “фактически торгуют государственными дипломами”. Возможно, для решения этой проблемы вузу и его филиалам вскоре будут выдавать единую лицензию. Тогда из-за нарушений в отдельном представительстве под вопросом может оказаться существование всего учебного заведения.

Поддержка инноваций

“Школам и учителям, работающим по-новому, будет обеспечена особая государственная поддержка”, – пообещал министр. Это те самые сто тысяч рублей для десяти тысяч педагогов и гранты по миллиону для шести тысяч школ.
“Сегодня нами уже подготовлены процедуры отбора, – сообщил Андрей Фурсенко. – В течение двух недель мы вынесем эти предложения на общественное обсуждение”. Еще министр пообещал уже всем российским школам 800 миллионов рублей на подключение к интернету.

Ресурсное обеспечение

“Хочу подчеркнуть, что инновационные подходы призваны смягчить одну из самых больших проблем сегодняшней России – демографический спад, – сказал Андрей Фурсенко. – Нужны меры, которые параллельно с увеличением бюджетного финансирования и привлечением внебюджетных средств позволят эффективно использовать внутренние резервы. Прежде всего речь идет о переходе на нормативное финансирование”.
Министр высказал убеждение, что дефицит педагогических кадров в стране – мнимый. Просто на одного педагога приходится очень мало учеников.
– В России сегодня 5500 школ, где учатся менее 10 детей, – сообщил Фурсенко. – В таких школах трудно получить качественное образование, а обучение школьника стоит дороже, чем в престижном вузе.
Никаких конкретных выводов относительно дальнейшей судьбы этих школ Андрей Фурсенко не сделал. Но рассказал коллегам-министрам об опыте регионов, где существуют образовательные округа, базовые школы и программа “Школьный автобус”…
Заговорив о зарплате учителей, министр подчеркнул: “Отраслевую систему оплаты труда неправильно вводить указом из центра. Необходимо создавать региональные модели”. Затем, по мысли министра, к 2007 году можно будет выбрать лучшие из них и распространить на всю Россию.
Еще министр сообщил, что с 2006 года учителя получат доплаты за классное руководство. А для молодых педагогов, которым вести класс доверяют редко, министерство готовит жилищную программу и программу целевых грантов. Но эти проекты пока в стадии разработки.

Стандарты и программы

– Начнем с дошкольного образования, – сказал Андрей Фурсенко. – За десять лет число детских садов уменьшилось вдвое. Сейчас демографическая ситуация для этого возраста начала меняться в лучшую сторону. Соответственно обеспеченность дошкольными учреждениями ухудшилась.
Понятно, что построить новые детсадики по всей стране или хотя бы вернуть их прежние здания министерство не в состоянии. Поэтому, как сказал Андрей Фурсенко, “сейчас идет отработка различных моделей организации образования детей старшего дошкольного возраста”.
– Необходимо разработать современные и доступные для освоения стандарты общего образования, – продолжил министр. – Они должны быть нацелены на формирование способностей и компетенций, а не на запоминание информации. Министерство ведет работу над созданием стандартов второго поколения.
Одна из трудностей реализации стандарта связана с недостаточным качеством учебной литературы, – признался Андрей Фурсенко. И рассказал о первых итогах работы реформированного Федерального экспертного совета по учебникам (ФЭС). Напомним, теперь к экспертизе учебной литературы подключены Российская академия наук (РАН) и Российская академия образования (РАО).
– Из 45 книг, прошедших экспертизу РАН, 24 получили отрицательные заключения, – сообщил министр. – Причина – грубые фактические ошибки. Мы не собираемся административно ограничивать количество учебников, но требования к их качеству будем ужесточать.
Изменятся, похоже, и требования к выпускникам школы.
– Интеллектуальная составляющая повседневной жизни постоянно растет, – заметил Андрей Фурсенко. – Президент РФ Владимир Путин предложил сделать общее среднее образование обязательным.
Никакой конкретики об обязательной одиннадцатилетке министр не сообщил, сказав лишь, что “каждый человек сможет получать образование в соответствии со своими интересами”.

Общественное управление

– Эта тема тесно связана с предыдущими, – сказал Андрей Фурсенко. – В первую очередь с контролем качества образования и отбором инновационных проектов. Например, в процедуре отбора лучших школ и лучших учителей – получателей грантов, на наш взгляд, должны участвовать не только члены педагогических объединений, но и ученики, выпускники школ, родители.
Как это возможно на практике? Андрей Фурсенко привел в пример управляющие советы, которые созданы в Красноярском крае, в Московской и Калининградской областях. В их компетенции – контроль за бюджетными расходами и распределение внебюджетных средств, утверждение перечня предметов школьного компонента, выбор профилей для старшей ступени обучения.

– В последнее время происходит консолидация общественных институтов, заинтересованных в развитии образования, – резюмировал Андрей Фурсенко. – Полагаю, что совместными усилиями нам удастся реализовать задуманное и обеспечить достойное образование гражданам России.

На заседании правительства Андрей Фурсенко представил членам кабинета министров доклад “О мерах по развитию образования в РФ”.
Подробный анализ доклада читайте в ближайших номерах газеты.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru